Перейти к содержанию

Учебник по Светской Этике 5 Класс

Учебник по Светской Этике 5 Класс.rar
Закачек 3984
Средняя скорость 9649 Kb/s
Скачать

Основы светской этики. 5 класс

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по предмету «Основы светской этики» для 5 класса разработана согласно Нормативно-правовой основе разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Календарно – тематическое планирование ориентировано на использование:

· Основы светской этики. 4–5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

· Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2011.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие.

Цель учебного курса «Основы светской этики»:

формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса «Основы светской этики»:

· развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

· обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

· развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

общая историческая судьба народов России;

единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую системумежличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой.

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о светской этике посредством ориентации содержания на общую педагогическую цель:

воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России.

Место комплексного учебного курса в учебном плане.

В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы светской этики» изучается в объёме 2 ч в неделю в 1 четверти (18 часов)

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельности форме.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Требования к личностным результатам:

· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

· развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

· воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствамдругих людей;

· развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

· наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

· формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

· вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;

· понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

· адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

· умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

· овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

· готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

· определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

· знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

· знакомство с основами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

· формирование первоначальных представлений о светской этике и её роли в истории и современности России;

· осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Основное содержание курса (18 часов)

Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.

Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?

Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.

Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.

Что такое честь. Что такое достоинство.

Что такое совесть.

Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».

Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.

Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.

Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.

Моя малая Родина

Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.

Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Календарно – тематическое планирование

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (899,8 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • познакомить учащихся с понятиями «семья», «род», «генеалогическое древо»;
  • воспитывать чувство любви и уважения к себе, своей семье;
  • способствовать сплочению семей учеников;
  • развивать устную речь учащихся, способность анализировать.

Оборудование:

  • учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики». 4-5 классы;
  • мультимедийный проектор, доска, компьютер;
  • презентация «Семья», слайды с фотографиями семей учащихся;
  • вырезанные из бумаги части дома, таблички со словами «любовь», «прощение», «терпение», магниты

К уроку по данной теме учащимся предлагается опережающее домашнее задание: подготовить фото, рисунки, рассказы к выставке на тему «Моя семья».

Ход урока

1. Определение темы урока

— Сегодня на уроке пойдёт речь о важнейшей ценности в жизни каждого человека. А что это за ценность попробуйте угадать, прослушав стихотворение Валентина Берестова.

Любили тебя без особых причин:
За то, что ты- внук,
За то, что ты- сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

-Что является опорой в жизни каждого человека?

Если в ответах учащихся не прозвучит слово «семья», учитель предлагает разгадать ребус: 7Я (семья).

Сегодня на уроке мы поговорим о семье. (слайд 1)

2. Понятие слова «семья»

— Как вы понимаете слово «семья»? (слайд2)

Пока учащиеся обдумывают вопрос и высказывают свои мнения, один из учеников ищет определение слова «семья» в словаре С.И.Ожегова.

  1. Это группа живущих вместе близких родственников;
  2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Вывод: Это те близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестрёнка или братик…, которые всё время находятся с нами, живут в одной квартире, заботятся друг о друге и объединены общими интересами.

3. Исторические аспекты: возникновение семьи, имя, фамилия, отчество

— Как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?

— До сих пор так никто и не знает, как, и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведённые в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на “семья” в нынешнем понимании – отец, мать и дети.

— Почему же возникла необходимость жить семьёй?

Дети предлагают варианты ответов.

Вывод: Семья сформировалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге.

Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи. Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.

– Есть ли в нашем классе дети, которых назвали в честь кого-нибудь из родственников?

Работа с учебником.

Со словом «семья» тесно связано понятие рода. Это ряд поколений, происходящих от одного предка. Одним из символов рода является фамилия – «семейное имя, переходящее от родителей к детям». Фамилии стали присваивать при Петре 1. Происходили они от имени предков: Иван – Иванов, Пётр – Петров; от прозвищ: волк – Волков, сорока – Сорокин; от вида занятий: Гончаров, Огородников, от названий мест, церквей и т.д.

– Еще одной из традиций в России является присвоение отчества ребенку. А вы, ребята, знаете, что такое отчество?

Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.
Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования.
Вам раньше приходилось слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает «родословная», это наука, которая занимается поиском предков людей. (слайд 4)

Физкультминутка

— Сейчас мы немного отдохнём. Слушайте задание и выполняйте.
— Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши.
— У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой.
— Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши.
— У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх.

— Кто встретил этот Новый год в кругу своей семьи, присядьте на корточки около своих стульчиков.

4. Работа с пословицами

— О семье написано немало пословиц. Какие пословицы вы знаете?

Объясните смысл данных пословиц: (слайд 5)

— Не нужен клад, когда в семье лад.

— В семье и каша гуще.

— Дерево держится корнями, а человек семьёй.

— Вся семья вместе, так и душа на месте.

— Земля без воды мертва, а человек без семьи – пустоцвет.

5. Рассказ о своей семье

— Дома вы подготовили рассказы о своих семьях. Кто готов описать нам свою семью?

Учащиеся рассказывают о своих семьях. Рассказы сопровождаются показом слайдов с фотографиями семей учащихся.

— Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение.

— А какие традиции есть в ваших семьях?

6. Игровое Задание «Строительство дома»

Предлагаю вам сейчас на уроке построить дом. Брёвнышки и крышу я вам дам, а вы договоритесь и сообща соберите их вместе.

Ученики собирают на доске дом, брёвна и крыша которого изготовлены из картона, используя магниты. Задание выполняется под песню «Родительский дом» Л. Лещенко.

— Дом построен. А что самое главное в доме?

Учитель выслушивает мнения учащихся и зачитывает стихотворение.

А дом, заставленный добром, – еще не дом.
И даже люстра над столом – еще не дом.
И на окне с живым цветком – еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста –
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.

– О каком же тепле идет речь?
(Дети предлагают свои варианты ответов.)

Конечно, речь идёт о сердечном тепле всех членов семьи, живущих в доме.

7. Притча о ладной семье

— Как вы думаете, что нужно, чтобы в семье царили мир и согласие?

Учащиеся предлагают свои варианты.

— Сейчас я расскажу вам притчу, а вы найдите в ней ответ на этот вопрос.

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли на свете больших семейств, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как люди села добились такого лада. Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого лада и мира в семье.

Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил: «И это все?» — «Да» — ответил старик, — «Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи». И, подумав, добавил: — «И мира тоже».

— Что, по мнению мудреца, нужно для счастливой семейной жизни? (Слайд 6)

Напечатанные на табличках слова «ЛЮБОВЬ», «ПРОЩЕНИЕ», «ТЕРПЕНИЕ» прикрепляются на брёвнышки дома.

Предлагаю вам прочитать правила (слайд 7), которыми надо руководствоваться, чтобы упрочить семью:

— Старайся строить отношения в семье на доверии и взаимопонимании.

— Делись с членами семьи своими огорчениями и радостями.

— Не причиняй боли родному человеку.

— Дари радость членам своей семьи.

8. Обобщение материала (слайд 8)

— Что означает слово семья?

— Что такое генеалогическое дерево?

— Какие семейные традиции вы можете назвать?

9. Домашнее задание (слайд 9)

Выберите одно из предложенных заданий на выбор:

— составь генеалогическое древо своей семьи,

— нарисуй герб семьи, объясни, что он обозначает.

Оценка 1 из 5 звёзд от Лол 10.10.2017 18:05

Очень хороший учебник

Оценка 5 из 5 звёзд от Саша 27.09.2017 20:50

Оценка 1 из 5 звёзд от КЕК 09.03.2017 13:41

Какой-то мудила запретил печать PDF-файла.

Оценка 3 из 5 звёзд от Гость 05.02.2017 11:16

Посмотрите худ /фильм «Маленький Будда»,в главной роли -Киану Ривз.Познавательно,интересно.
«Камо грядеши».

Оценка 1 из 5 звёзд от Гость 16.10.2016 23:06

Хуже написать для детей невозможно.Преподаю историю религии много лет для студентов.А это-для малышей.Интересно,сами авторы своим детям и внукам так же Это преподают?Мне стыдно было сегодня объяснять своему малышу,то,что наваяли коллеги.Я понимаю:не Ишимова ,не Мень.Но публика-10лет обязывает .Скучно,тоскливо,противно.Ваш учебник ненавидят.

Оценка 1 из 5 звёзд от Ника 16.10.2016 22:54

я не могу больше этот ужас слушать

орксэ дуратское нашлось

Оценка 5 из 5 звёзд от паша 17.04.2016 21:12

Оценка 1 из 5 звёзд от ася 13.04.2016 19:52

Оценка 1 из 5 звёзд от ророро 01.03.2016 13:43

Оценка 5 из 5 звёзд от анна 20.02.2016 18:50

НЕ ЧИТАЛ НО ПОЛНЫЙ УЖАС!

Оценка 1 из 5 звёзд от АА 19.01.2016 08:23

Оценка 1 из 5 звёзд от варя 17.01.2016 18:36

Как можно не читать, но быть в ужасе (как Вадим), предмет интересный, но учебники как — будто наскоро написаны, в них изложено то, что всегда передается из поколения в поколение в семье. во всяком случае должно быть так. Поэтому учебники должны быть на уровень выше обычных обывательских рассуждений. Пока этого нет.

Оценка 5 из 5 звёзд от Guest 12.01.2016 09:22

Оценка 4 из 5 звёзд от элька 15.12.2015 13:56

Оценка 5 из 5 звёзд от АРТЁМ 04.12.2015 17:42

лучший предмет из всех

Оценка 4 из 5 звёзд от яна 21.10.2015 13:49

самый лучший предмет .

Оценка 5 из 5 звёзд от диана 07.05.2015 12:37

НЕ ЧИТАЛ НО ПОЛНЫЙ УЖАС!

Оценка 1 из 5 звёзд от Руслан 24.01.2015 06:11

На мой взгляд книга хорошая, плохо, что когда я учился в школе не было такого предмета. Хотя впечатление от учебного курса во многом зависит от учебника, в общем данный учебник мне понравился. Советую всем прочитать и восполнить пробелы в образовании. Доступно приведены определения терминов полезных для человеческого общения.

Оценка 5 из 5 звёзд от Вадим 30.12.2014 09:43

Я проходила светскую этику и хочу сказа что эта даже хуже ужаса.

Оценка 1 из 5 звёзд от Алиса 22.01.2014 11:04

Я прохожу светскую этику и могу сказать что это просто ужас.

Оценка 1 из 5 звёзд от эма 22.01.2014 11:01


Статьи по теме