Перейти к содержанию

Тихонов А Н Словообразовательный Словарь

Тихонов А Н Словообразовательный Словарь.rar
Закачек 3249
Средняя скорость 4377 Kb/s
Скачать

Алекса́ндр Никола́евич Ти́хонов (20 ноября 1931, Поташевка — 16 марта 2003, Москва) — советский и российский учёный-лингвист, лексикограф, специалист в области русской дериватологии. Учёный сделал значительный вклад в разработку принципов составления гнездовых словообразовательных словарей, теоретических проблем словообразовательного гнезда.

Здесь приведено описание трудов А. Н. Тихонова по словообразованию русского языка: как морфемно-орфографический, так и словообразовательный словари (разного состава). В сети имеется первый и сокращенный («новый») вариант второго. Их словарная часть объединена и в списочной форме представлена на нашем сайте в алфавитных ссылках вверху страницы. (Весь набор лексикографических материалов-источников проекта «Словород» можно посмотреть в библиотеке словарей).

Разделы страницы об словарях русского языка А.Н.Тихонова:

  • [Большой] словообразовательный словарь (1990)
  • Морфемно-орфографический словарь (2002)
  • Новый cловообразовательный словарь русского языка (2014)
  • Комментарии автора сайта к словарям Тихонова

Смотрите также библиографию по морфологическим словарям русского языка.

Словообразовательный словарь Тихонова (большой двухтомник)

Более капитальным трудом, полностью посвященным русской словообразовательной морфологии является двухтомник: Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М.: Рус. яз., 2-е изд. 1990. Около 145 000 слов. (Смотрите библиографию по морфологическим словарям русского языка).

Двухтомный Словообразовательный словарь русского языка также можно заказать в сетевом книжном магазине Озон: Том 1 и Том 2.

Этот труд условно назовём «Большим словообразовательным словарём Тихонова», чтобы отличить его от более поздней и более краткой версии — «Нового словообразовательного словаря» (см. ниже).

Идея словообразовательного словаря

Настоящий словарь — первый большой гнездовой словообразовательный словарь русского языка. В нем раскрыта структура слов: показано, на базе какого производящего и какими словообразовательными средствами они образованы. Основной единицей словаря выступает словообразовательное гнездо, представляющее совокупность однокоренных слов, имеющих в современном русском языке живые смысловые связи.

Имеющийся опыт составления «корнесловов» и толковых гнездовых, частичногнездовых и полугнездовых словарей в русском и зарубежном языкознании не так велик и почти не подвергался изучению. К тому же он имел негативный результат и ничем не мог помочь. Как известно, 17-томный словарь современного литературного русского языка был задуман как гнездовой. Однако, главным образом из-за трудностей гнездования, он был перестроен с 4-го тома на алфавитный порядок размещения слов.

Поэтому данный труд является новаторским. Как и всякое новое дело, составление гнездового словообразовательного словаря потребовало прежде всего разработки принципов его построения, что оказалось невозможным без тщательного изучения всех проблем словообразования и исследования теоретических вопросов.

Описание словообразовательного словаря

В словаре описана словообразовательная структура около 145 000 (144 808) слов [!]. Словарь состоит из двух частей. Первая часть — словообразовательные гнезда, представляющие собой совокупность однокоренных слов. Исходные слова гнезд даются по алфавиту, и каждому гнезду в составе одной буквы присваивается порядковый номер. Вторая часть — алфавитный список всех размещенных в гнездах слов с указанием буквы и номера гнезда, по которому читатель может найти интересующее его слово в гнездовой части. Словарь имеет приложения: список непроизводных слов с указанием количества образованных от них производных; список одиночных слов; новые гнезда, возникшие на базе ряда одиночных слов.

В первом томе словаря представлены 8 363 гнезда (А-П), во втором — 4 258 гнёзд (Р-Я). Всего в словаре — 12 621 гнездо (производных слов в них — 126 690) и 5497 одиночных слов (3,7% всего словника [но почти 50% от количества гнёзд!]).

Количество гнёзд по буквам:

Статистика производных слов в гнёздах

Ниже представлена таблица количественного соотношения исходных и производных слов в словообразовательных гнёздах разных частей речи (части речи отсортированы по количеству гнёзд — «мощности»):

Мы видим, что в русском языке преобладают исключительно гнездовые слова. Самый большой словообразовательный потенциал (словообразовательную мощность) имеют глагольные гнёзда — 23,2 слова.

Морфемно-орфографический словарь Тихонова

Представляемый труд: Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь русского языка: Около 100 000 слов [103526] / А. Н. Тихонов. — М.: АСТ: Астрель, 2002. — 704 с.

Морфемно-орфографический словарь Тихонова можно заказать в Озоне (выпуски 1996 (Русская морфемика), 2008 ). А также — загрузить список слов [в формате зазипованного текста 0,9 Мб] с нашего сайта.

Идея морфемно-орфографического словаря

В Словаре впервые интерпретируется морфемное строение значительного массива русской лексики – около 95 000 слов. Словник Словаря построен на базе словника 29-го издания «Орфографического словаря русского языка» (М., 1991).

Рубрикация морфемно-орфографического словаря

Для удобства словарь Александра Николаевича Тихонова разделён на рубрики по первым двум начальным буквам.

Описание морфемно-орфографического словаря

Морфемно-орфографический словарь А. Н. Тихонова – один из самых востребованных словарей в школьной практике изучения русского языка. Слова в этом словаре разделены на значимые части – морфемы, то есть разобраны по составу. В сложных случаях преподаватели и школьники могут проверять по Словарю результаты проведенного ими самими морфемного анализа.

Сетевые источники

Ссылки в сети на словарь Тихонова:

Новый словообразовательый словарь Тихонова [сокращенный — для школьников?]

Представляемый труд: Тихонов А. Н. Новый словообразовательый словарь русского языка для всех, кто хочет быть грамотным / А. Н. Тихонов. — Москва: АСТ: 2014. — 639 с.

В словаре показана структура словообразования около 40 000 слов, вошедших в словообразовательные гнезда. Таких гнезд около 10 000. Во главе каждого стоят исходные слова, расположенные по алфавиту. В производных словах, образованных от исходных, выделены все элементы слова (приставки, суффиксы, окончания), участвующие в словообразовании. Все слова снабжены ударениями, в необходимых случаях – грамматическими комментариями. В конце книги помещены «Основные правила русской орфографии» (с их помощью можно легко понять, почему именно так пишется то или иное слово), а также «Слова, которые нужно запомнить». Словарь адресован широкому кругу читателей. Он окажется полезным, в частности, студентам, преподавателям и всем, кто хочет грамотно писать и говорить по-русски.

Морфемно-орфографический словарь Тихонова также можно заказать в Озоне. А также — загрузить скан-копию [в формате PDF 2,8 Мб] с нашего сайта.

Идея нового словообразователього словаря

Видимо, Алекса́ндр Никола́евич решил приспособить свой фундаментальный двухтомник для применения в школе — и создал сокращенный вариант словообразовательного словаря. Его лучше называть не новым, а сокращенным или школьным словообразовательным словарём.

Использованная литература

  • Новые слова и значения: Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 60-х годов / Под ред. Н.З. Котеловой, Ю.С. Сорокина. – М., 1971.
  • Новые слова и значения: Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 70-х годов / Под ред. Н.З. Котеловой. – М., 1984.
  • Обратный словарь русского языка. – М., 1974.
  • Ожегов С. И.Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 21-е изд., перераб. и дополн. – М., 1989.
  • Панов Б. Т., Текучев А. В.Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – 2-е изд., перераб. и допол. – М., 1985.
  • Потиха З. А.Школьный словарь строения слов русского языка. – М., 1987.
  • Словарь русского языка: В 4 т. – 1-е изд. – М., 1957–1961. – Т. 1–4 / Под ред. А.П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и дополн. – М., 1981–1984. – Т. 1–4.
  • Словарь современного русского литературного языка. – М. – Л., 1950–1965. – Т. 1–17.
  • Тихонов А. Н.Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. (около 145 000 слов). – М., 1985.
  • Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. – М., 1935–1940. – Т. 1–4.
  • Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка: Словарь-справочник / Под ред. К. С. Горбачевича. – Л., 1973.
  • Ушаков Д. Н., Крючков С. Е.Орфографический словарь. – 40-е изд. – М., 1988.
  • Частотный словарь русского языка / Под ред. Л. Н. Засориной. – М., 1977.

Комментарии автора сайта к словарям Тихонова

Согласно словообразовательному словарю Тихонова, в русском языке очень много словообразовательных гнёзд — около 12000! Хотя, как показывает практика (Словарь Огдена, Тезаурус Роже и др.), для речи достаточно в 10 раз меньше корней, с помощью которых можно объяснить большинство обычных понятий.

Еще больше огорчает целых 5000 «одиноких» слов — т.е., холостых, непродуктивных единиц языка. Между тем, как в идеале таких слов не должно быть, т.к. единственные недеривационные элементы практически в любом языке (кроме аморфных и близких к ним типа английского) — это союзы, частицы и предлоги или послелоги. Вероятно, большинство из таких слов-одиночек — иностранные.

Такое обилие базовых слов (20000) и делает (в том числе) русский язык тяжелым для изучения иностранцами — и он теряет свою роль. Следовательно, языковедам нужно предложить новые модели производных слов на базе более компактного корневого состава.

Но, может быть, не всё так плохо? Гнёзд и корней, на самом деле, гораздо меньше? Пожалуй, да, потому что по самому принципу выделения гнездовых слов Александром Николаевичем Тихоновым появляются и недоумения и возражения. Почему, например, хроматин и хроматизм (и др.) — разные гнезда? Я считаю, для иностранных заимствованием гнездом и надо считать иностранное гнездо. То же относится к хронографу, хронометру, хронологии, хроноскопу.

УДК 811.161.1(038) ББК 81.2 Рус 4

Тихонов, Александр Николаевич

Т46 Новый словообразовательный словарь русского язы ка для всех, кто хочет быть грамотным / А.Н. Тихонов. – Москва: АСТ, 2014. – 639, [1] с.

ISBN 978 5 17 082826 5

В словаре показана структура словообразования около 40 000 слов, вошедших в словообразовательные гнезда. Таких гнезд около 10 000. Во главе каждого стоят исходные слова, расположенные по алфавиту, в производных словах, образованных от исходных, выделены все элемен ты слова (приставки, суффиксы, окончания), участвующие в словооб разовании. Все слова снабжены ударениями, в необходимых случаях – грамматическими комментариями.

В конце книги помещены «Основные правила русской орфографии» (с их помощью можно легко понять, почему именно так пишется то или иное слово), а также «Слова, которые нужно запомнить».

Словарь адресован широкому кругу читателей. Он окажется полез ным, в частности, студентам, преподавателям и всем, кто хочет грамот но писать и говорить по русски.

УДК 811.161.1(038) ББК 81.2 Рус 4

ISBN 978 5 17 082826 5

© А.Н. Тихонов, наследники

© ООО «Издательство АСТ»

Многие знают: листать словари – ог ромное удовольствие. Откроешь на полми нуты и не можешь глаз оторвать от ле сенки слов, на которой покоится жизнь с ее прошлым, с ее нынешним пульсом, со взглядом в завтра, с названием шумных мест и закоулков Земли, с проблемами, именами, с тайнами и загадками.

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ

ЧЕМУ УЧИТ ЭТОТ СЛОВАРЬ

Слова в русском языке разнообразны по своей структуре. Они могут состоять только из корневой части, которая равняется одному лишь звуку. Таковы предлоги к , с , о , у , в , союзы и , а , меж дометия о! , э! , и! , а! , у! Слова, состоящие только из корня, чаще

имеют более сложный звуковой состав. Например: да , нет , на ,

ура , там , так , ведь , даже , мимо , иначе , пальто , такси , кенгуру ,

кукареку и т. п. Большое количество слов, кроме корня, вклю

чает в свою структуру окончание, окончание и суффикс или приставку: дел о , окн о , школ а , бел ый , мог у , печ ёт ; вод иц а , пят ер о , мяу ка ет ; на пиш у , под групп а , во внутрь , по всю

ду , по стро им и т. п. Приставок и суффиксов в слове может быть несколько: по на при ши ва л и , по на при би ва л и ; по за сид е л и сь , по за гост и л и сь ; по стар ик ов ск и ; шелк ов ист еньк ий , вод ян ист ость и др.

В таких словах обычно корни так «обрастают» приставка

ми и суффиксами, что их подчас трудно увидеть, ср.: понавы дёргивать , понавыдумывать , понаоткрывать , понаглядеться , понапришивать ; понагляделись , попроветрились ; попризадумать ся , попринарядиться ; попризадумавшийся , попринарядившийся ; переозвучивающийся , переоценивающийся ; попризадумайтесь ка

словарем пользоваться Как

4 Это реальные слова. В языке их немало. Грамотный человек

обязан их понимать. Чтобы правильно понять их смысл и упот

реблять в своей речи, надо уметь разбираться, из каких частей

они состоят. Ведь каждая часть слова что то выражает, несет

какой то смысл, для чего то служит. Общий смысл слова всегда

складывается из з н а ч е н и й в с е х е г о с о с т а в н ы х

э л е м е н т о в.

Еще труднее разобраться в составе сложных слов. Среди них

нередко встречаются слова, состоящие из 10 и более частей.

Например: фрезерно сверлильно расточный (12 частей), автомо

бильно железнодорожно водный (13), бронебойно зажигательно

трассирующий (15) и др.

Но разве только такие слова трудно разбирать по составу? В

языке много простых слов, которые не легче членить на части.

При разборе слов часто встает вопрос, членится ли данное сло

во или оно является нечленимым, состоит лишь из корня. Так,

существительное утка членится на окончание а и основу утк

(ср.: утк и , к утк е , с утк ой и др.). В то же время однокорен

ные слова ут ёнок , ут ин ый выделяют общую часть ут . Зна

чит ли это, что ут корень? А что обозначает в основе суще

ствительного утк элемент к ? Нужно ли его вычленять, если

он ничего не выражает? Ведь суффикс всегда что то выражает.

Кроме того, возникает еще один вопрос: если слово утка имеет

основу, состоящую из корня и суффикса, то какая это основа –

производная или непроизводная? К производным ее не отне

сешь, так как она не имеет производящей основы: у каждого

производного слова в языке существует своя производящая ос

нова. Значит, слово утка – это непроизводное слово. В нем к

не является суффиксом, так как не обладает собственным зна

чением. При образовании слов ут + ёнок , ут + ин + ый конеч

ный звук основы утк к усекается. Следовательно, существи

тельное утк (а) имеет вариантную основу: утк (полная, неусе

ченная основа) и ут (усеченная основа, которая встречается в

производных словах, образованных от существительного утк (а).

Явление усечения производящих основ при образовании слов в

русском языке встречается часто. Особенно это касается звука

к . Ср.: узк (ий) и уз ость , уз еньк ий , с уз и ть (но: узк oвam ый );

широк (ий) и шир ин а , рас шир и ть (усечению подверглось ок );

бочк (а) – боч онок , боч ар ; скрипк (а) – скрип ач ; лягушк (а) – ля

гуш онок , лягуш ин ый и т. п.

Все слова русского языка делятся на два типа – непроиз водные и производные. Подавляющее большинство слов – про изводные. В 1985 г. был издан составленный нами двухтомный «Словообразовательный словарь русского языка», который включает 145 тысяч слов. И вот из всего этого лексического массива лишь 19 тысяч являются непроизводными. Следует особо отметить, что наибольшую трудность при разборе по составу и при словообразовательном анализе вызывают имен но производные слова. И это не случайно. Ведь при образо вании слов используются различные словообразовательные средства, что приводит к изменению внешнего вида корня или всего слова. Так, например, особенно трудными для ана лиза являются производные слова, которые оказываются ко роче своих производящих. Ср.: бежать и бег , лететь и лёт , смотреть и смотр . В этих парах производными являются бег , лёт , смотр . Казалось бы, они должны быть длиннее своих производящих глаголов бежать , лететь , смотреть . Но, как видим, оказалось наоборот. Производные бег , лёт , смотр об разованы путем усечения глагольных суффиксов а / ть , е / ть . Таких слов в русском языке немало. Поэтому порой бывает непросто определить, какое же слово является производным, а какое – непроизводным.

Облегчить словообразовательный анализ и разбор слов по составу должен «Новый словообразовательный словарь рус ского языка для всех, кто хочет быть грамотным», который по может разобраться, какие слова являются непроизводными, а какие относятся к производным. Если слово производное, то словарь подскажет, от какого родственного слова и с по мощью каких словообразовательных средств оно образова но. Поэтому словарь называется с л о в о о б р а з о в а т е л ь н ы м. Он включает в значительной степени именно те слова, состав которых анализируется в процессе изучения русского языка, понимание которых необходимо учащимся, но, конеч но, не только им. Таким образом, этот у ч е б н ы й справочник адресован всем, кто хочет лучше понять структуру русского язы ка, писать и говорить по русски грамотно.

С л о в о о б р а з о в а н и е – один из важнейших разделов курса русского языка. К веLдению словообразования относятся все производные слова. Словообразование является о д н и м и з г л а в н ы х и с т о ч н и к о в пополнения словарного со

словарем пользоваться Как

6 става, хотя лексика русского языка (как и лексика любого дру гого языка) пополняется не только путем образования новых слов на базе существующих. Как известно, язык пополняется также заимствованием слов из других языков. Однако заимство вания в русском языке составляют небольшую его часть – не

более 10%. Все остальные слова имеют русское происхождение,

3-е изд. — М.: Культура и традиции, 1997. — 576 с.

Стать грамотным человеком нужно обязательно в школе — потом уже будет некогда, а говорить и писать с ошибками всегда стыдно. Осознанному пониманию системы русского языка поможет наш словообразовательный словарь. Он показывает структуру слова, элементы, из которых оно состоит. Пользуйтесь словарем и запоминайте! Станьте грамотными людьми!

Формат: djvu / zip

СОДЕРЖАНИЕ
Как пользоваться словарем . . 3
Принятые условные сокращения 22
Русский алфавит с указанием названий букв —
Словари и справочники, использованные при составлении «Школьного словообразовательного словаря русского языка» 7 23
А 24
Б 36
В 68
Г 115
Д 147
Е Ё 177
Ж 182
З _ 191
И, Й 206
К 219
Л 258
М 273
Н 299
О 313
П 332
Р 376
С 404
Т 470
У 508
Ф 520
X 528
П 538
Ч 544
Ш 554
Щ 562
Э 565
Ю 571
Я 573

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «


Статьи по теме