Перейти к содержанию

Скачать Правила по русскому языку 2 Класс

Скачать Правила по русскому языку 2 Класс.rar
Закачек 3960
Средняя скорость 2027 Kb/s
Скачать

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

по русскому языку

Составила учитель начальных классов Ефремова А.В.

Звуки речи, слоги и ударение изучает фонетика (фон — значит «звук»).

Обо­значение звуков речи на письме изучает графика (графо — значит «пишу»).

Слова, которые мы произносим, состоят из звуков. Слова мы можем не только произносить, но и писать.

Когда мы пи­шем, то звуки речи обозначаем буквами.

Гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [и], [ы], [э].

Букв гласных звуков десять: а, я, о, ё, у, ю, и, ы, э, е.

Букв согласных звуков 21: б, в, г, д, Ж, 3, И, К, Л, М, Н, П, р, С, Т, ф, X ,ц, ч, ш, щ.

Согласных звуков гораздо больше — 36, потому что в русском языке есть парные твёрдые и мягкие со­гласные, которые обозначаются на письме одной и той же буквой.

А О У Ы Э — Эти гласные обозначают твёрдость согласных звуков.

И — обозначает мягкость согласных звуков.

И Е Е Ю Я — Эти гласные обозначают мягкость согласных звуков, а в начале слова или после другой гласной — два звука.

ЗВОНКИЕ Б В Г Д Ж 3

ГЛУХИЕ П Ф К Т Ш С

ЗВОНКИЕ Л М Н Р

Всегда твёрдые Ж, Ш, Ц

ЖУК — [ЖУК], ШАР — [ШАР]

Всегда мягкие Й, Ч, Щ

ЧАЙ — [Ч’АЙ], ЩУКА — [Щ’УКА]

Буквы Ь, Ъ звуков не дают, а обозначают мягкость или твёрдость согласной, после которой они стоят.

жи – ши пиши с гласной и

ча – ща пиши с гласной а

чу – щу — пиши с гласной у

сочетание -ЧК-, — ЧН – пиши без ь

Признаки предложения: предложение состоит из слов; в предложении выража­ется законченная мысль.

В конце предложения всегда ставят точку (.),

вопросительный знак (?) или восклицательный знак (!).

Это знаки препинания.

Предложение всегда создается (произносится или пишется) с какой – то целью. Таких целей 3 :рассказать о чем-то, задать вопрос, приказать или попросить.

По цели высказывания (для чего произ­носятся или пишутся) предложения могут быть:

1) повествовательными (содержат рас­сказ, повествование);

2) вопросительными (содержат вопрос);

3) побудительными (содержат приказ или просьбу).

Чтобы найти основу, надо найти оконча­ние.

Часть слова без окончания и есть основа.

Слова состоят не только из звуков, но и из частей-кирпичиков, с помощью которых слова образуются или изменяют свою форму.

Начинаем изучать состав слова (из каких частей состоят слова) и сло­вообразование (как образуются слова).

Часть слова, которая изменяется, называется окончанием. Окончание обозначают так

Чтобы найти окончание, надо изменить форму слова.

Так изменяется форма слова:

(нет) дома —дому — до­мом — (о) доме — дома;

мама — мамы — маме — мамой — (о) маме;

весёлый — весёлого —весёлому — ве­сёлым(о)весёлом — весёлые;

пришёл — пришла — пришлопри­шли.

При изменении формы слова его значе­ние не меняется.

Окончание изменяет форму слова. Только стоящие в нужной форме слова составля­ют предложение.

В некоторых словах окончание скрыто шапкой-невидимкой. Оно не выражено звуками. Его называют нулевым окон­чанием.

Слова надо переносить с одной строчки на другую по слогам.

При переносе слова одну букву нельзя оставлять на строке, а также переносить на другую строку.

Буквы и, ь, ъ при переносе не отделяются от буквы, после которой они стоят.

В некоторых однокоренных словах проис­ходит чередование согласных звуков на конце корня. Например:

берег — бережок [г // ж]

молоко — молочный [к // ч’]

воздух — воздушный [х // ш]

Приставка — это часть слова. Между приставкой и корнем нельзя поставить другое слово.

Предлогэто самостоятельное слово. Между предлогом и следующим за ним словом можно поставить другое слово.

Слова, называющие предметы, явления природы, людей, животных и отвечающие на вопросы

«кто?», «что?», — это име­на существительные.

Слова, называющие признак предмета и отвечающие на вопросы:

«какой?», «ка­кая?», «какое?», «какие?», — это имена прилагательные.

Слова, обозначающие действие предмета и отвечающие на вопросы что делать? что сделать? – это глаголы

Слова – названия предметов

окончание – это часть слова, которая изменяется

река – реки — рекой

основа – часть слова без окончания

рыба, голова, ворона

корень – общая часть родственных слов, которая означает одно и то же и пишется одинаково

трава – травка – травяной , лес – лесной – лесник — лесничий

суффикс — часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов

стол – стол+ ик, жук – жуч+ ок

приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов

за + бежать = забежать до + бежать = добежать

Слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называют родственными.

Общую часть родственных слов называют корнем.

Корень — это главная часть слова.

В корне содержится основное зна­чение слова.

Корень обозначают так:

лес — лесок , дерево — деревянный

Чтобы найти в слове корень, надо подобрать к нему однокоренные (родственные) слова. Общая часть родственных слов — корень

Корень содержит общее значение родст­венных

(однокоренных) слов. Например:

рука — рукав — рукавица;

город — городок — городской.

В русском языке есть имена существительные, которые не изменяются, а зна­чит, не имеют окончания. У них одна форма. Например:

Пальто метро пони радио

кино пианино шоссе желе

кафе эскимо меню кофе

кенгуру какао какао

Без пальто зимой холодно. Вчера мы бы­ли в кафе. К бабушке поехали на метро.

Безударный гласный звук [и] может быть записан разными буквами: и, или е, или я.

Обязательно проверяй выбор буквы, изменяя форму слова или подбирая род­ственное слово — так, чтобы «сомни­тельный» гласный стоял под ударением.

Безударный гласный звук [а] может быть записан буквой а или буквой о. Обязательно проверяй выбор буквы, изме­няя форму слова или подбирая родствен­ное слово — так, чтобы гласный звук стоял под ударением.

Услышав глухой согласный, обяза­тельно выполняй проверку. Для проверки измени слово или подбери родствен­ное — так, чтобы после «опасного» зву­ка стоял гласный.

Если корень заканчивается на парный по звонкости-глухости согласный звук, на­пример [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], — это «опасное место» (орфограмма). Обяза­тельно проверь орфограмму перед записью.

Проверяй так. Подбери родственное слово или измени слово так, чтобы после согласного ока­зался гласный звук или согласные звуки [л], [м], [н], [р], [и’].

Изменять слова можно так:

один — много ро[к] — рога — рог

есть — нет есть лу[к], нет лука — лук

есть лу[к], нет лугов — луг

Часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов, — это суффикс.

Например: лиса — лисё­нок, дом — домик.

Суффикс имеет зна­чение. Суффикс обозначают так: ^.

С помощью суффиксов образуются новые слова.

Например: тигр, тигрица, тигрёнок, тигровый

вода, водичка, водица, водный, водяной

Чтобы найти суффикс, действуй так.

Сначала отметь в слове окончание, по­том — корень. Часть слова между окон­чанием и корнем и будет суффиксом.

1) котёнк [а], котёнк [у] В слове котёнок нулевое окончание.

2) кот, котик, котище В слове котёнок корень -кот-.

Суффикс в слове котёнок — -ёнок- (стоит между корнем -кот- и нулевым окончанием).

Помни: каждый суффикс имеет своё зна­чение, которое узнаётся в слове.

Учимся применять правило: -онок- или -ёнок-

Чтобы не ошибаться в написании суф­фиксов -онок- и -ёнок-, нужно действо­вать так:

1) выделить корень;

2) определить, какой согласный звук сто­ит перед суффиксом;

3) если это твёрдый согласный или шипя­щие [ш], [ж], [ч’], пишем суффикс -онок-, если нет, пишем суффикс -ёнок-.

Суффикс -ик- пишется, если при измене­нии слова гласный звук в суффиксе со­храняется, «не убегает».

Например: ключик — ключика.

Чаще всего непроизносимый соглас­ный звук оказывается между звуками [с] и [н] (стн), [з] и [н] (здн).

Сочетания звуков [сн] и [зн] в середи­не слова — «опасное место».

Услышав эти сочетания, обязательно проверь, подо­брав родственные слова, не прячется ли между этими звуками звук-невидимка. Но учти, он не всегда там есть.

изве[сн]ый — весть — известный

прекра[сн]ый — прекрасен — прекрас­ный

Если слово образовано с помощью суф­фикса, то такой способ словообразования называют суффиксальным.

Например: ночь+н =ночной

Мех + ов = меховой,

В некоторых словах нужно писать две буквы н.

Например: камень + н = = каменный

Если слово образовано одновременным присоединением приставки и суффикса, такой способ словообразования называют приставочно-суффиксальным.

при + море + ск = приморский

при + школа + н = пришкольный

про-, пере-, за-, при- от-, до- на -, в -, с-, вз-

Приставка образует новые слова.

Например: читать — прочитать — дочитать — перечитать.

Приставка имеет значение.

Например: запел — «начал петь»; до­пел — «закончил петь».

Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов, — это приставка.

Например: бежатъ — убежатъ, полезный — бесполезный.

Приставка обозначается так:

В приставках до-, о-, об -, от-, по-, под-, про- пишется буква о. Например: окрик, поезд, добежать.

Запомни! Приставка пра- есть в словах: прабабушка, прадедушка, правнучка, правнук.

Приставка па- есть в слове паводок.

В приставках за -, на -, над всегда пи­шется только буква а. Например: Запись, надпись, налететь.

Разделительный твёрдый знак (ъ)

пишется после приставок, которые окан­чиваются на буквы согласных звуков, пе­ред буквами е, ё, ю, я.

Например: съел, подъём, предъюбилейный.

слова- названия предметов

кто? что? Единственное число

малыш, соловей, гном, рука, страна, магазин, вещь

слова- названия признаков –

какой? мужской род

спелый, красный, нижний, правильный, смешной

что делать? что сделать?

смеяться, учиться, читать, засмеяться, поучиться, прочитать

после ц в корне и окончании

слов- названий предметов.

после ц в окончания слов – названий предметов

пишется буква ы

после ц в корне слов – названий предметов

О книге «Все основные правила русского языка. 2 класс. Повтори летом!»

В пособии собраны все правила, изучение которых предусмотрено программой по русскому языку для 2 класса. Без знания правил и умения их применять невозможно писать без ошибок. Всего пять минут занятий в день помогут повторить изученное и закрепить навык грамотного письма. Пособие предназначено для занятий дома вместе с родителям!

На нашем сайте вы можете скачать книгу «Все основные правила русского языка. 2 класс. Повтори летом!» О. В. Узорова бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

  • Скачать презентацию (0.19 Мб)
  • 105 загрузок
  • 3.7 оценка

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему «Правила по русскому языку» по русскому языку. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Правила по русскому языку 1-2 класс.

Согласные: М Н Р Л Й Г З Д Б В Ж К С Т П Ф ШЧ Щ Х Ц Гласные: А О Э У Ы Я Ё Е Ю И

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (ПО ЗВОНКОСТИ И ГЛУХОСТИ, ПО МЯГКОСТИ И ТВЁРДОСТИ) М Н Р Л Й Г З Д Б В Ж ЗВОНКИЕ — К С Т П Ф ШЧ Щ Х Ц ГЛУХИЕ– *ПРИМЕЧАНИЕ: остальные согласные могут быть и твёрдыми и мягкими

ГЛАСНЫЕ БУКВЫ А О Э У Ы Я Ё Е Ю И Ь Ъ звуков не обозначают – это только буквы.

Хитрые буквы я, е, ё, ю

я ю е ё[й,а][й,у][й,э][й,о]- 2 звука в начале слова юла [ й,у л а] после гласных каюта [ к а й,у т а] после ь и ъ вьюга [ в, й,у г а] 1 звук после согласных люк [ л,у к]

1) После твёрдого согласного звука при письме ставим ту гласную, какой гласный звук слышим. 2) После мягкого согласного звука слышим: [А ] , но пишем Я Мята [ О] , но пишем Ё Лёд [ У ] , но пишем Ю Люк [ Э] , но пишем Е Пенал

ЧАиЩА пиши с буквой А ЧУ иЩУ пиши с буквой У ЖИиШИ пиши с буквой И ЧКиЧН пишибез Ь

Сочетание звуков [Ч,А] ,[Щ,А] после звуков [Ч,] и [Щ,] записывается буквой А – ЧА, ЩА ——————- ЧА и ЩА пиши с буквойА

Сочетание звуков [Ч,У] ,[Щ,У] после звуков [Ч,] и [Щ,] записывается буквой У – ЧУ, ЩУ ——————- ЧУ и ЩУ пиши с буквойУ

Звук [Ы] после звуков [Ж] и [Ш] записывается буквой И – ЖИ, ШИ ——————- ЖИиШИ пиши с буквойИ

Звук [Э] после звуков [Ж] и [Ш] записывается буквой Е – ЖЕ, ШЕ ——————- ЖЕиШЕ пиши с буквойЕ

Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН, ЩР, РЩ, ЧТ пишутся без мягкого знака. ПРИМЕР: ДОЧКА ПТЕНЧИК СБОРЩИК БАНЩИК ПЕЧКА РЕЧКА

Безударная гласная в корне слова. Чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук в корне слова, нужно так изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы гласный звук оказался под ударением или в сильной позиции. Изменение формы слова: нога – ноги Подбор однокоренных слов: трава – травушка

Парные согласные в корне слова, на конце слов. Чтобы правильно обозначить буквой парный согласный звук в корне слова или на конце слов, нужно так изменить слово, чтобы после данного согласного стоял гласный звук. Пример: зуб [з у п] – зубы [з у б ы] шубка [ш у п к а] – шубы [ш у б ы] Сказка [с к а с к а] – сказочка [с к а з оч, к а]

Слоги, ударение, способ чтения

ма – ма стул А – лё – ша ли – сич – ка УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:СПОСОБ ЧТЕНИЯ: — деление на слоги — отдельный звук- ударение — слияние согласного и гласного звуков * ПРИМЕЧАНИЕ: в словах с одним слогом и в словах с буквой ё – ударение не ставится

*Примечание: термины (имя, существительное, имя прилагательное, глагол) СЛОВО

Отвечает на вопрос: Кто? Что? Обозначает: Предмет Пример: Сказка Имя существительное

Отвечает на вопрос: Какой? Какие? Какая? Какое? Обозначает: Признак предмета Пример: Сказочный Имя прилагательное

Окончания прилагательных проверяй вопросами:

какая? — ая, -яя какой? — ой, -ый, -ий какое? — ое, -ее какие? — ые, -ие какого? — ого, -его какому? — ому, -ему каким? — ым, -имо каком?- ом, -ем какую?- ую, -юю каких?- ых, -их какими?- ыми, -ими

Глагол Отвечает на вопрос: Что делать? Что сделать? Обозначает: Действие предмета Пример: Рассказывать

Предлоги со словами пишутся раздельно. Воспользуйся подсказкой: Если между словом (с, на, по, под, за, перед, в, до, от, из) и другим словом вставляется вопрос или другое слово, то в этом случае этопредлог и необходимо писать его раздельно. *Пример: на (чём?) столе, в (чёрном) пальто, с (чего?) вешалки, по (широкой) дороге, под (густым) деревом, за (бурной) рекой, перед (чем?) остановкой, до (чего?) двери, от (чего?) огня, из (хорошей) ткани.

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЕ ВОСПРОСИТЕЛЬНОЕ ПОБУДИТЕЛЬНОЕ О чем-то сообщают, повествуют. О чем-то спрашивают. Побуждают к действию.

Порядок действий при списывании:

Прочитай предложение. Пойми его. Прочитай чётко первое слово предложения так, как оно писано. Повтори слово, сверь с написанным. Запомни, как пишется слово. Запиши слово, чётко диктуя его себе. Проверь себя: читай написанное и сверяй с напечатанным. Так же списывай остальные слова предложения.

ФУНКЦИИ Ь И Ъ:

МЯГКИЙ ЗНАКТВЁРДЫЙ ЗНАК РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ (РАЗДЕЛЯЕТ СОГЛАСНЫЙ И ГЛАСНЫЙ): СЕМЬЯ ВЪЕЗД ВЬЮГА СЪЕЗД 2. СМЯГЧАЮЩАЯ: ЛЕНЬ, ПЕНЬ, ДЕНЬ, ДЕНЬГИ, КОНЬКИ

Правила переноса

1. Переноси по слогам. Ма — ли — на 2. Не оставляй одну букву на строке. Груп — па 3. Й, Ь не отделяй от слова. Май — ка

Непроизносимые согласные:

В корне проверяй так: честный – честь звездный – звезда Л Д Т В


Статьи по теме