Перейти к содержанию

Программа Эльконина Давыдова 1 Класс Учебники

Программа Эльконина Давыдова 1 Класс Учебники.rar
Закачек 2179
Средняя скорость 3898 Kb/s
Скачать

Рабочая программа по математике для первых классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения основной об­разовательной программы начального общего образования, концептуальных основ системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, ав­торской программы Э.И. Александровой.

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по математике для первых классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения основной о б разовательной программы начального общего образования, концептуальных основ системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, а в торской программы Э.И. Александровой.

Рабочая программа является структурным элементом Основной образов а тельной программы начального общего образования школы.

В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необх о димыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.

Рабочая программа по математике и соответствующий ей учебно-м е тодический комплекс ориентированы на деятельностный подход и позволяют реализовать цели и задачи ФГОС.

Содержание курса математики представлено целостной системой спец и альных (ключевых) учебно-практических задач, с которых и начинается всякая новая тема, а не набором заданий развивающего характера. Итогом решения учебных задач являются прежде всего обобщенные способы действий, позволя ю щие формировать у ребенка универсальные учебные действия, а н о вые знания, задаваемые как основания детского умения, становятся качественно иными. Условия решения таких задач либо воссоздают ситуации, в которых з а рождалось исторически то или иное понятие, либо задают реальные жизненные ситуации. Такой подход даст возможность получить метапредметные результ а ты. Решение подобных задач требует организации коллективно-распределенных форм деятельности, что создает оптимальные условия для получения предме т ных, метапредметных и личностных результатов, а математическое содержание приобретает личностно значимый характер. Именно содержание учебного пре д мета должно создавать благоприятные условия для развертывания учебной де я тельности детей и способствовать интенсивному развитию мышления и мысл и тельных операций, связанных с ними: анализа, рефлексии и планирования.

Данная программа способствует формированию у обучающихся пре д ставления о мире как о целостной системе, об использовании данной науки в медицине, биологии, быту, о возможности ошибок, способных привести к те х ногенным авариям и катастрофам, формированию системы ориентиров в совр е менном сложном мире.

Цели данного предмета:

  • математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаков о символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обосн о ванные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, основ а ний для упорядочения, вариантов и др.);
  • освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
  • воспитание интереса к математике, стремления использовать матем а тические знания в повседневной жизни;
  • формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
  • формирование у обучающихся культуры безопасной жизнедеятельн о сти.

Предмет влияет на решение следующих задач:

  • формирование у обучающихся теоретического типа мышления и его х а рактеристик: анализа, рефлексии и планирования;
  • формирование коммуникативных умений и навыков (умение вести диалог в паре, в малой группе, учитывая сходство и разницу позиций, взаимодействие с партнерами для получения общего продукта или результата, умение занимать различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей);
  • формирование у обучающихся метапредметных умений и навыков, способствующих подготовке молодежи к жизни в условиях возросших в п о следнее время опасностей техногенного и социального характера (умение найти, отобрать нужную информацию, усвоить ее, интерпретировать, использ о вать для личностного развития, для решения социальных задач, понимание схем, планов и других символов);
  • формирование компетентности обучающихся в области безопасности.

Общая характеристика учебного предмета

Структура курса математики в 1 классе представлена следующей системой учебно-практических задач:

  • задача на восстановление объекта, обладающего различными свойствами (признаками);
  • задача на восстановление величины в ситуации, когда подбор величины, равной данной, невозможен и для ее восстановления необходимо изготовить новую величину;
  • задача на моделирование отношений равенства-неравенства;
  • задача на введение буквеннознаковых символов;
  • задача на введение операций сложения и вычитания величин;
  • задача на введение понятия части и целого.

Описание места предмета «Математика» в учебном плане

В 1 классе на изучение предмета «Математика» отводится 132 часа (33 уче б ных недели по 4 часа в неделю) из инвариантной части учебного плана.

Описание ценностных ориентиров содержания предмета «Математика»

Данный предмет значим для личностного развития ребенка.

Ценностные ориентиры содержания программы: ценность жизни, добра, и с тины, природы, гармонии, человека, семьи, труда, творчества, свободы, гр а жданственности.

Планируемые результаты обучения предмету «Математика»

  • познавательный интерес, установка на поиск способов решения матем а тических задач;
  • готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и п о вседневной жизни для исследования математической сущности предмета, явления, события, факта;
  • способность характеризовать собственные знания, устанавливать, какие из предложенных заданий могут быть решены;
  • критичность мышления.
  • способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;
  • способность осуществлять информационный поиск, использовать знак о во-символические средства для создания моделей объектов и процессов, работать с моделями.
  • выделять разные свойства в одном предмете и непосредственно сравн и вать предметы по разным признакам: по длине (ширине, высоте), площ а ди, объему, массе, количеству, форме, цвету, материалу, углам и др.;
  • моделировать отношения равенства и неравенства величин с помощью о т резков (графическое моделирование) и с помощью буквенной формулы (знаковое моделирование);
  • производить сложение и вычитание величин при переходе от неравенства к равенству и обратно; исследовать ситуации, требующие сравнения в е личин и чисел, им соответствующих;
  • описывать явления и события с помощью величин;
  • прогнозировать результат сравнения величин путем их оценки и прики д ки будущего результата;
  • строить графические модели отношений (схемы) при решении несложных текстовых задач (С буквенными или числовыми данными), связанных с уменьшением или с увеличением величин; составлять текстовые задачи по схеме и формуле; придумывать вместо букв «подходящие» числа и з а менять числовые данные буквенными;
  • владеть понятием части и целого, уметь описывать отношения между ч а стями и целым с помощью схем и формул;
  • разбивать фигуры на части и составлять целое из частей плоских или объемных фигур;
  • решать уравнения типа а+х=в, а-х=в, х-а=в с опорой на схему;
  • выполнять сложение и вычитание в пределах 10;
  • представлять состав чисел первого десятка с опорой на дошкольную по д готовку на основе понятия части и целого;
  • изготавливать и конструировать модели геометрических фигур, перекра и вать их при сравнении площадей.

Содержание курса «Математика»

Выделение свойств предметов. Величины и отношения между ними. О т ношение равенства-неравенства при сравнении предметов по выбранному признаку (68 ч)

1. Непосредственное сравнение предметов по разным признакам: форме, цвету, материалу, длине (ширине, высоте), площади, объему, количеству (комплектности по составу частей), массе, расположению на плоскости и в пр о странстве. Сравнение предметов по этим признакам.

Периметр как длина «границы» любой плоской геометрической фигуры.

Понятие о равновеликости и равносоставленности фигур. Существенные различия между прямой, лучом, отрезком. Представление о ломаной, угле. Сравнение углов. Подбор предметов или геометрических фигур по заданному признаку.

2. Моделирование отношений равенства и неравенства между величинами: предметное (с помощью полосок), графическое (с помощью копирующего р и сунка, с помощью отрезков), знаковое (с помощью знаков «равно», «не равно», с помощью букв и знаков «равно», «больше», «меньше»).

Класс величин. Сравнение величин с помощью посредника, равного одной из них. Транзитивность отношений «равно», «больше-меньше».

Переход от действий с предметами к схеме и формуле. Восстановление сх е мы по формуле и наоборот. Преобразования схем и формул. Связь между ними.

Сравнение «по красоте» способов написания цифры 1. Классификация всех цифр на основании сравнения их по составу элементов и форме на 3 группы: 1) цифры 1, 4, 7; 2) цифры 3, 5, 2; 3) цифры 6, 9, 8 и 0 и их последующее напис а ние.

Сложение и вычитание величин (52 ч)

1. Сложение и вычитание величин как способ перехода от неравенства к р а венству и наоборот. Три способа уравнивания величин. Введение знаков «плюс» и «минус». Выбор способа уравнивания в зависимости от условий его выполн е ния. Описание операции уравнивания с помощью схем и формул. Связь между схемой и формулой. Изменение схемы при изменении формулы и наоборот. Тождественные преобразования формул.

Решение текстовых задач (с буквенными данными), связанных с увеличен и ем или уменьшением величин (отношения «больше на…», «меньше на …»). С о ставление текстовых задач по схеме (формуле). Подбор «подходящих» чисел для решения задачи с точки зрения сюжета задачи, выполнимости действия, в ы полнения действия конкретным ребенком (опора на дошкольную подготовку).

2. Сложение и вычитание величин как способ решения задачи на восстано в ление целого или части. Понятие части и целого. Моделирование отношений между частями и целым в виде схемы, формулы и записи с помощью «лучиков» (знакографической записи).

Взаимопереходы от одних средств фиксации отношений к другим.

Введение специальных обозначений для части и целого.

Название компонентов при сложении и вычитании и их связь с понятием ч а сти и целого.

Относительность понятия части и целого. Подбор «подходящих» чисел к фо р мулам. Состав однозначных чисел. Разбиение на части и составление из частей величин, геометрических фигур на плоскости и геометрических тел в пр о странстве.

Увеличение и уменьшение величины. Понятие нулевой величины.

Скобки как знак, показывающий другую последовательность выполнения оп е раций над величинами.

Свойства операции сложения величин: переместительное и сочетательное. С о ставление и решение текстовых задач с буквенными данными на нахождение части и целого. Связь задач на уравнивание величин с задачами на нахождение части и целого.

3. Понятие уравнения. Определение значения одного из компонентов с оп о рой на понятия «часть»-«целое». Подбор «подходящих» чисел к формулам (оп о ра на дошкольную подготовку) и наоборот. Описание числовых выражений с помощью буквенных формул как задача на их восстановление. Решение прим е ров «с секретами»: сложение и вычитание в пределах десятка с опорой на д о школьную подготовку. «Круговые» примеры, «магические» треугольники и квадраты. Составление детьми примеров «с секретами». Сравнение выражений с числовыми и буквенными данными. Решение задач с помощью уравнений. Подбор вместо букв подходящих чисел к текстовым задачам, выражениям, ура в нениям.

Введение понятия числа (12 ч)

Переход от непосредственного сравнения величин к опосредованному. Сра в нение с помощью помощью посредника, равного одной из сравниваемых в е личин (на основе транзитивности отношений); с помощью мерки для измерения сравниваемых величин, благодаря которой обнаруживается кратность отнош е ний.

Подбор мерок, удобных для измерения данной величины, и подбор величин, удобных для измерения данной меркой. Простые и составные мерки.

Подбор подходящих предметов, используемых в качестве мерки.

Инструменты: циркуль, линейка, угольник. Ознакомление со стандартными мерами длины, площади, объема, массы, углов.

Знакомство с другими видами величин: время, скорость, стоимость.

Рабочая программа к курсу «Математика» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы Э.И.Александровой «Математика» (образовательная система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова). Новые образовательные стандарты. Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной школы /Сост. А.Б.Воронцов – 3-е изд. .- М., ВИТА-ПРЕСС, 2012.

требования к уровню подготовки выпускников

содержание тем учебного курса

технологии, формы, методы, приёмы обучения

Общая характеристика учебного предмета

Основная цель : сформировать понятие величины. Сформировать понятие числа как результата измерения величин. Ввести графические и знаковые средства моделирования для описания предметных ситуаций.

ввести понятие «величина» как свойства, для которого можно установить отношения «равно», «больше», «меньше»;

рассмотреть конкретные величины (длины, площади, объема, массы, количества) в связи с овладением способа сравнения вещей;

освоить разные формы моделей (знаковые, предметные, графические, словесные);

рассмотреть роль мерки в измерении величин, ввести стандартные единицы измерения длины, массы, объема;

сконструировать числовую прямую как результат процесса измерения — отмеривания величин;

освоить отношение целого и частей с помощью чертежей при решении простых текстовых задач.

формирование основ учебного сотрудничества («умные» вопросы, работа в парах, группах и т.д.);

формирование «контроля-внимания» (работа с образцом);

ввести разные образовательные пространства и освоить их (место на оценку, черновик, чистовик, стол заданий, стол помощников);

ввести критерии и способы оценивания;

освоить способы работы с разными видами тетрадей.

Основные формы и виды организации образовательного процесса:

урок – место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач;

урок-презентация – место для предъявления учащимися результатов самостоятельной работы;

урок-диагностика – место для проведения проверочной или диагностической работы;

урок-проектирование – место для решения проектных задач;

учебное занятие (практики) – место для индивидуальной работы учащихся над своими математическими проблемами;

групповая консультация – место, где учитель работает с небольшой группой учащихся по их запросу;

самостоятельная работа учащихся дома имеет следующие линии:

задания по коррекции знаний и умений после проведенных диагностических и проверочных работ;

задания по освоению ведущих тем курса (система мерок, позиционные системы счисления, сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление чисел) на трех уровнях (формальном, рефлексивном и ресурсном);

задания на отработку вычислительного навыка , геометрического материала и решение текстовых задач (из учебника-тетради).

Содержание учебного предмета «Математика»

Тема 1. Выделение свойств предметов . Величины и отношения между ними. Отношение равенства — неравенства при сравнении предметов по выбранному признаку (68 ч)

1. Непосредственное сравнение предметов по разным признакам: форме, цвету, материалу, длине (ширине, высоте), площади, объему, количеству (комплектности по составу частей), массе, расположению на плоскости и в пространстве. Сравнение предметов по этим признакам.

Периметр как длина «границы» любой плоской геометрической фигуры.

Понятие о равновеликости и равносоставленности фигур. Существенные различия между прямой, лучом, отрезком. Представление о ломаной, угле. Сравнение углов. Подбор предметов или геометрических фигур по заданному признаку.

2. Моделирование отношений равенства и неравенства между величинами:

предметное — с помощью полосок; графическое:

а) с помощью копирующего рисунка;

б) с помощью отрезков; знаковое:

а) с помощью знаков «=», «#»;

б) с помощью букв и знаков «=», «>», « В, А В и В > С, то А > С; если А », « », «

Е.В. ЧУДИНОВА Е.Н. БУКВАРЁВА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

(Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова)

УДК 373.167.1:502 ББК20.1я.721 Ч 84

УДК 373.167.1:502 ББК 20.1я.721

Авторы выражают искреннюю признательность всем учителям, без самоотверженной работы которых была бы невозможна апробация этого курса.

Творческие находки многих обеспечили наше движение вперед. Здесь просто невозможно перечислить всех поименно. Тем не менее спасибо первопроходцам: В. Миндаро-вой, Т. Куликовой, М. Коптевой, Н. Бахаревой, Н. Смирновой.

Мы благодарны нашим критикам, сотрудникам психологической лаборатории В. В. Давыдова и специалистам-предметникам: В. В. Давыдову, Г. Цукерман, Э. Хавкину, Б. Эльконину, Ю. Полуянову, Е. Высоцкой, Т. Матис, С. Горбову, А. Воронцову, О. Савельевой, В. Львовскому, Е. Поль, Н. Васильевой, Г. Кудиной и 3. Новлянской.

Несколько слов о том, как работать с этим методическим пособием.

1) Для общего знакомства с курсом, рассчитанным на 1-5 классы (начальное образование 1-4), необходимо внимательно прочитать первый раздел методического пособия.

2) Внимательнейшим образом изучить программу первого года обучения.

3) Просмотреть примерное тематическое планирование (Приложение).

4) Просмотреть описание заданий (с. 32-109).

5) Попробовать разработать проект одного урока и обсудить этот проект с человеком, хорошо знакомым (работавшим несколько лет) с системой Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова (по любым предметам). При разработке проекта использовать методические советы (с. 13-19).

6) Подготовить необходимые пособия для работы на год.

Человеческие существа в своей ограниченности сталкиваются с очевидной безграничностью взаимосвязанных между собой загадок Вселенной; мы, несмотря на это, можем попытаться сыграть — согласно метафоре Ньютона — в камешки на берегу огромного океана.

Основной задачей курса «Окружающий мир» в системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова является формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума. Кроме этой решаются также следующие задачи:

— первоначальное знакомство ребенка с методами естественных и социальных наук;

— ориентация ребенка в мире окружающих природных и социальных явлений (в том числе формирование первоначальных экологических понятий и представлений, образных представлений о прошлом и настоящем Отечества, представлений о безопасном и правилосообразном поведении;

— формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры;

— воспитание культуры взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.

В основе построения курса, в котором органично сочетается введение детей в логику естественно научных методов познания и первоначальное ознакомление учащихся с окружающей их природной и социальной действительностью, лежит принцип отбора знаний, умений и навыков, наиболее актуальных для развития мышления и сознания ребенка этого возраста, а также для успешного последующего обучения в средней и старшей школе.

В процессе изучения курса развиваются общеучебные умения ребенка, такие, как способность анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новый опыт, работать с научно-популярным текстом, творчески подходить к проблемной ситуации и пр., — а также специальные умения, такие, как умение устанавливать связи между природными объектами, фиксировать результаты наблюдений и экспериментов, ориентироваться на местности, ориентироваться в ходе событий своей жизни и жизни окружающих, осознавать течение природных и социальных процессов и т. д.

Основой объединения двух частей курса («Естествознание» и «Обществознание») в целостный компонент «Окружающий мир» является в данной программе логика развертывания естествознания, поскольку именно здесь выстроена систематическая последовательность учебных задач, обеспечивающая формирование основ научного мышления младшего школьника. Части курса «Обществознание» гармонично встроены в логическую последовательность курса «Естествознание». Двигаясь по предложенной программе, учитель и учащиеся закономерно чередуют материал из области естествознания и обществознания.

Что представляют собой логико-психологические основания курса?

Естественнонаучное знание — это совокупность фактов, теорий, объясняющих факты, и научного метода, позволяющего получать факты и строить объяснительные модели. Можно учить детей представлениям или даже понятиям, входящим в современную научную картину мира, убирая все «строительные леса», с помощью которых она строилась. Но картина мира все время меняется, причем особенно быстро в последние десятилетия и годы, а с другой стороны, освоение некоторой картины мира вовсе не дает возможности ребенку самому поставить и решить проблему при столкновении с новым, неизвестным явлением.

В предлагаемом курсе учебным предметом является не картина мира, а сами способы построения этой картины, способы получения знаний о природе.

Основным методом обучения по системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова является постановка перед детьми и решение ими системы учебных задач. Учебная

задача понимается при этом как задача на нахождение общего способа решения целого класса задач. Основной учебной задачей курса является использование эксперимента как способа проверки выдвинутых предположений. Решение детьми более частных учебных задач, открывающих способы планирования эксперимента, способы измерения величин, способы представления результатов исследования, построения объяснительной гипотезы как модели и пр., позволяют конкретизировать понятие экспериментального метода естественных наук.

Построение этих учебных задач возможно на разнообразном материале из области физики, химии, биологии, геологии, астрономии и других наук. Поэтому тематическое содержание подбиралось так, чтобы на первых этапах работы дети имели бы дело с наиболее чувственно богатым материалом, позволяющим расширить опыт их ощущений и практических действий. Тем не менее программа предполагает, что творчески работающий учитель может свободно использовать тот или иной материал при организации усвоения темы.

Несмотря на то что задача формирования конкретных научных понятий (в строгом смысле этого слова) является для данного курса вторичной — эту задачу в основном предполагается решать в дифференцированных курсах естественных и общественных наук в средней школе,— по мере продвижения детей в усвоении научного метода вводятся некоторые фундаментальные понятия естествознания и обществознания (предполагается разный уровень их освоения), такие, как процесс, состояние, время, система, рост, развитие и пр.

Материал и форма заданий, которые дети выполняют в сотрудничестве с учителем, подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Задания содержат элементы конструирования, рисования, практических действий и игр.

Все особенности содержания курса и форм обучения (широкое использование дискуссий, работы детей в группах) позволяют говорить о том, что курс обеспечивает развитие мышления и сознания детей.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В 1 КЛАССЕ

УРОК ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В СИСТЕМЕ ЭЛЬКОНИНА — ДАВЫДОВА

В существующей системе современного обучения в начальной школе урок является отрезком времени, в течение которого разворачивается непрерывное взаимодействие учеников и учителя. Именно это в первую очередь определяет психолого-педагогические и методические условия организации урока.

Однако в системе развивающего обучения урок перестает быть единицей планирования и анализа обучения. Как это возможно?

Движение учеников в любом предмете, построенном на принципах теории учебной деятельности (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, В. В. Репкин), будь то математика, русский язык, изобразительное искусство или «окружающий мир», предполагает решение ими системы учебных задач. Это означает, что решение первой учебной задачи приводит к постановке следующей и ее решению и т. д. При этом учебная задача — это не любое задание, решаемое детьми на уроке. Учебная задача — понятие, введенное в психологию обучения авторами теории учебной деятельности, и оно означает только такую задачу, решая которую дети открывают наиболее общий способ действия для целого класса задач.

Понятно, что постановка и решение подобной учебной задачи — дело не одного урока. Именно поэтому единицей анализа и планирования может быть период, включающий постановку и решение учебной задачи, а не урок.

Вместе с тем житейская реальность ежедневно приходит в противоречие с этими, казалось бы, очевидными следствиями из теории учебной деятельности. Учитель ежедневно должен идти на урок и работать с детьми от звонка до звонка. Таким образом, ему все равно приходится планировать 45-минутный интервал своей деятельности (в некоторых школах 30- или 40-минутный).


Статьи по теме