Перейти к содержанию

Педагогика Учебники и Учебные Пособия

Педагогика Учебники и Учебные Пособия.rar
Закачек 3272
Средняя скорость 6380 Kb/s
Скачать

Дальнейшая конкретизация содержания образования осуществляется в школьных учебниках, которые являются основным источником знаний и организация самостоятельной работы учащихся.

Учебник — книга, содержащая основы научных знаний по определенной учебной дисциплины в соответствии с целями обучения, установленных программой и требованиями дидактики.

В учебнике воплощаются важные компоненты содержания образования: знания о природе, обществе, технике, человеке, способы деятельности, законы и тому подобное. Кроме того, он содержит задания, указания и методические рекомендации.

Цели образования, учебная программа по предмету, дидактическая теория ставят определенные требования к учебникам: высокая научность, доступность, точность, ясность и яркость изложения содержания, его практическая направленность, межпредметные связи. Учебник должен быть одновременно стабильным (обеспечивать равновесие между компонентами содержания, относительное постоянство основных научных теорий) и мобильным (предусматривать возможность введения новых элементов знаний без нарушения основы).

Современный учебник выполняет образовательную, развивающую, воспитательную и исследовательскую функции. Образовательная функция учебника состоит в обеспечении процесса усвоения учащимися определенного объема систематизированных знаний в соответствии с современным уровнем развития конкретной науки, формировании у учащихся познавательных умений и навыков. Развивающая функция учебника способствует развитию ученика, формирует его перцептивные, мнемонические, умственные, речевые и другие способности. Воспитательная функция заключается в способности учебника влиять на мировоззрение ученика, его нравственные, эстетические чувства, отношение к труду, учебе, формировать и совершенствовать определенные черты личности школьника. Управленческая функция предусматривает программирования типа обучения, его методов, форм и средств, способов применения знаний в различных ситуациях. Опыт ‘кий состоит в побуждении ученика к самостоятельному решению проблемы.

Основные функции учебника связанные с системой дидактических принципов научности, доступности, целеустремленности, систематичности и последовательности, всесторонности, связи с жизнью и др.

Содержание учебного материала учебника формируется логическим, психологическим и генетическим принципами. Логический принцип требует размещения учебного материала в соответствии с современной логической структуры определенной науки. Психологический подчеркивает необходимость излагать материал с учетом познавательных возможностей учащихся, а генетический принцип предполагает его размещение в такой последовательности, в которой он формировался исторически.

Структура учебника содержит тексты и внетекстовые компоненты. Тексты учебника по дидактическим функциями разделяют на основной, дополнительный и пояснительный. По характеру отражения действительности и дидактической целью они бывают теоретические (содержат теории, закономерности и методологические знания) или эмпирические (в них говорится о фактах, явлениях, событиях, упражнения, правила).

По ведущим методом изложения материала тексты учебника разделяют на:

а) репродуктивные — высокоинформативные, структурированные, понятные ученикам тексты, соответствующие задачам объяснительно-иллюстративного обучения;

б) проблемные — тексты учебника в форме монолога, в которых определены противоречия, решается проблема, аргументируется логика движения мысли;

в) программируемые — тексты, содержание которых подается частями, а усвоение каждой части информации проверяется контрольными вопросами;

г) комплексные — тексты учебника, содержащие определенные дозы информации, необходимой учащимся для понимания проблемы, определяется логикой проблемного обучения;

г) дополнительные — тексты, введенные в учебник с целью расширять, обогащать знания учащихся по важных компонентов содержания учебного материала.

К внетекстовых компонентов учебника относятся:

— Аппарат организации усвоения: вопросы и задачи, инструктивные материалы (памятки, образцы решений задач, примеров), таблицы, надписи-пояснения к иллюстративного материала;

— Иллюстративный материал: рисунки, рисунки, схемы;

— Аппарат ориентировки: введение, содержание, библиография.

Все вопросы и задания учебников по степени познавательной самостоятельности учащихся разделяют на репродуктивные (требуют от учеников воспроизведения знаний без существенных изменений) и производительные, или творческие (предусматривают трансформацию знаний, существенные изменения в их структуре или поиск нового).

Кроме учебников, в качестве вспомогательного средства используют учебные пособия.

Учебное пособиекнига, которая расширяет границы учебника, содержит дополнительную, самую и справочную информацию.

К учебным пособиям относятся сборники упражнений и задач, хрестоматии, словари, справочники, исторические и географические карты, книги для внеклассного чтения, слайды, кинофильмы, магнитофонные записи.

Для национальной школы характерны интеграционные процессы, большая вариативность программ и учебников. Особое внимание уделяется компьютерной грамотности, овладению учащимися такими способами деятельности, как алгоритмизация, программирование и решения задач с помощью ЭВМ. В то же время авторы современных учебников и пособий не всегда учитывают основные требования к организования усвоения их содержания, игнорируют положения теории и методики обучения, освещают в диспропорции теоретические, эмпирические и практические компоненты содержания, раскрывают его в одной стандартной логике. Такие учебные книги не помогают, а мешают учителю использовать разработанные дидактикой и методикой различные типы уроков, не обеспечивают достаточной степени развитие таких психических процессов, как осознание материала, осмысление связей между его элементами, формирование умений применять знания в стандартных и измененных условиях. А это возлагает на учителя дополнительное задание — компенсировать все недостатки учебника, который должен помогать ему без дополнительных затрат времени и усилий планировать и организовывать проведение урока.

Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе (учебники, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений, тетради на печатной основе и т. д.). От качества учебной литературы зависит результативность обучения.

Основным видом учебной литературы является учебник — важный источник знаний для учащихся, одно из главных средств обучения. Он отражает теорию и методику обучения, тот круг знаний, умений и навыков, общей культуры и опыта деятельности человека, которые обеспечивают формирование духовной сущности детской личности.

В учебнике систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры. Систематическое изложение учебного материла в учебниках должно осуществляться в единстве с методами познания и отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью.

Учебник должен быть одновременно и стабильным, и мобильным. В соответствии с требованиями стабильности учебник должен иметь устойчивую основу. Мобильность обеспечивает возможность быстрого введения новых знаний без нарушения основной конструкции. Этой цели способствует блочная конструкция учебника, допускающая вставки, расширяющие блоки.

Структура учебника включает в себя текст (тексты-описания, тексты-повествования и тексты-рассуждения) как главный компонент и нетекстовые вспомогательные компоненты (аппарат организации и усвоения).

Учебник должен обеспечивать сознательное и активное участие учащихся в процессе обучения, полное основание учебного материала. В связи с решением этих задач учебник выполняет следующие дидактические функции:

– мотивационную, выражающуюся в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение;

– информационную, позволяющую учащимся расширять объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации;

– контрольно-корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.

Дополнением к учебнику являются различного рода учебные пособия: хрестоматии, сборники упражнений и задач, словари, справочники, книги для внеклассного чтения, атласы, исторические и географические карты и т. д. Отличительной особенностью учебных пособий является то, что в них учебный материал дается в более расширенном плане, в значительной степени дополняет и расширяет материал учебника новейшими сведениями, сведениями справочного характера. Работая с учебными пособиями, ученики учатся излагать, анализировать, критиковать, дополнять, изменять и стиль своего изложения и изучаемый текст с привлечением дополнительной литературы.

Наряду с традиционными применяются безбумажные учебные материалы: видеодиски, видеокассеты и т. д. Дидактические оценки этих новых средств обучения противоречивы, поэтому считается целесообразным применение их в комплексе с традиционными учебными материалами.

При изучении знаний, имеющих логическую структуру, эффективными оказываются компьютерные учебные материалы.

Образовательно-воспитательная деятельность представляет собой очень сложную работу, и любой педагог, претендующий на звание специалиста и профессионала, просто обязан выискивать все возможные пути повышения своей квалификации, знаний, навыков и умений в представленной области.

На настоящий момент можно найти немало способов осуществить эту задачу. Во-первых, с развитием сети Интернет у человека появилась возможность находить любую интересующую его информацию на тематических сайтах и форумах. Во-вторых, сама образовательная система развивается вместе с другими сферами человеческой жизнедеятельности, а это значит, что сегодня у каждого человека, в том числе и педагога, есть возможность посещать всевозможные курсы, тренинги и мастер-классы. Однако, как и раньше, наиболее востребованными и популярными источниками информации на тему педагогики и дидактики, являющейся одним из её главных разделов, являются именно книги, не важно, электронные они или печатные. По данной причине мы и решили посвятить отдельный раздел нашего курса по педагогике книгам и учебникам.

Ниже мы предлагаем вашему вниманию краткий обзор одних из самых лучших книг и учебников по педагогике и дидактике, по достоинству оценённых и признанных множеством педагогов. Педагогика и дидактика в этих книгах рассматриваются со всех сторон и во всех подробностях, иначе говоря, речь в них идёт на тему предмета и задач педагогики, методов педагогических исследований, общих закономерностей развития, целей воспитания и образования, педагогических инноваций, принципов, правил и закономерностей обучения, профессиональной деятельности и личности педагога и многих других важных и интересных вещей.

Рассмотренные работы не только должны быть изучены людьми, чья деятельность связана с педагогикой, но и вполне могут стать их настольными книгами, к которым всегда можно обратиться в поисках ответов на теле или иные вопросы.

Педагогика. Подласый И. П.

В книге рассматриваются общие педагогические вопросы и проблемы образовательно-воспитательной деятельности. При составлении материала учтены современные научные достижения и огромный педагогический опыт. Принципы и закономерности организации процесса педагогической деятельности, а также её методы, формы и задачи рассматриваются с основой на концепцию единства воспитания и обучения. Материал подготовлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения. Книга будет полезна специалистам, бакалаврам и магистрам, которые проходят обучение по педагогическим специальностям разных направлений.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Педагогика. Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.

Работа раскрывает аксиологические и антропологические основы педагогической науки, теоретические и практические основы образовательно-воспитательной деятельности, организационно-деятельностные законы становления базовой культуры учащихся. Также рассматриваются педагогические технологии, вопросы конструирования и осуществления педагогической работы, педагогического взаимодействия, управления образовательными системами и т.д. Книга предназначена для учителей и руководителей систем образования.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Психология и педагогика. Радугин А. А.

Информация, представленная в книге, основывается на материалах современной и зарубежной педагогической литературы. Раскрываются общие основы психологии и педагогики, цели, задачи и этапы образовательно-воспитательной деятельности, особенности личности, формы освоения действительности, связь психологии и педагогики. Книга соответствует Государственным требованиям к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы. Рассчитана работа на студентов ВУЗов всех специальностей и людей, желающих самостоятельно овладеть психолого-педагогической подготовкой.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Социальная педагогика. Мудрик А. В.

Книга интересна тем, что процесс воспитания рассматривается в ней в рамках темы социализации. Объясняются различные факторы, воздействующие на развитие детей, подростков и юношества. Рассматриваются различные системы воспитания, такие как локальные, муниципальные, региональные, государственные. Во всех подробностях обсуждается содержание и особенности семейного, коррекционного и религиозного воспитательных процессов. Объясняются методы социального воспитания в образовательных учреждениях.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Дошкольная педагогика. Козлова С. А.

Книга раскрывает базовые вопросы дошкольной педагогики в контексте современных отечественных и зарубежных психопедагогических исследований. Работа составлена таким образом, что предполагает преемственность профессионального образования в высших учебных заведениях. Содержание соответствует государственным образовательным стандартам. Помимо прочего, книга включает в себя набор практических творческих заданий и педагогических задач для проверки усвоения материала и дополнительную информацию для всех, кто интересуется темой педагогики.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Учебник педагогики. Вайндорф-Сысоева М. Е., Крившенко Л. П.

В учебнике раскрываются проблемы дидактики, общепедагогические проблемы, проблемы управления образовательными системами, проблемы коррекционной и социальной педагогики и рассматривается теория воспитания, основанная на современных научных достижениях. Учебник соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования Российской Федерации. Работа рассчитана на студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Книги и учебники по педагогике и дидактике, о которых мы вам рассказали, это лишь небольшая часть того количества литературы на данную тему, которое можно сегодня найти в книжных магазинах и на интернет-сайтах. Процесс познания любой дисциплины, тем более педагогики, может продолжаться бесконечно, однако сформировать базу можно, изучив рассмотренные выше работы. Поэтому начните именно с них, но не оставляйте без внимания и другие источники, ведь ваша главная задача – это стать профессионалом в своей области и повысить эффективность педагогической деятельности.


Статьи по теме