Перейти к содержанию

Особые Экономические Зоны России Курсовая

Особые Экономические Зоны России Курсовая.rar
Закачек 2241
Средняя скорость 7495 Kb/s
Скачать

Особые экономические зоны как специфическая форма сотрудничества. Запрет на определенные виды деятельности в ОЭЗ. Формирование и основная цель технико-внедренческих ОЭЗ, их значение. Государственное регулирование деятельности ОЭЗ, гарантии для резидентов.

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Подобные документы

Экономические особые зоны как актуальное явление в сегодняшней России, часть национального экономического пространства, анализ целей создания. Знакомство с основными характеристиками особых экономических зон как важных элементов всемирного хозяйства.

Типы особых экономических зон на территории России. Перечень мероприятий, которые не допускаются на территории особой экономической зоны. Условия создания и порядок осуществления предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны.

Свободные экономические зоны как особые хозяйственные образования прочно вошли в экономики многих стран мира. В странах с передовой экономикой СЭЗ создают в первую очередь в депрессивных регионах, чтобы подтянуть их к среднему уровню. Этапы развития.

Сущность и содержание основных понятий макроэкономической терминологии. Исследование состояния и разработанности правового регулирования особых экономических зон. Рассмотрение условий хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов на сегодня.

Особые туристско-рекреационные экономические зоны (ОТРЭЗ) как территории с особым правовым и инвестиционным статусом, особенности их создания и государственного регулирования в России. Методические рекомендации по созданию и развитию инфраструктуры.

СЭЗ — ошибка или панацея? Нужны ли России свободные экономические зоны? Что препятствует успеху уже действующих свободных экономических зон в России? Кто может быть участником СЭЗ и каким должен быть порядок их регистрации и деятельности?

Общественные отношения, возникающие между государством, органами управления и их резидентами, иными субъектами в процессе функционирования особых экономических зон в РФ. Эффективность ОЭЗ промышленно-производственного и технико-внедренческого типа.

Позитивный и негативный опыт создания свободных экономических зон в 1980-1990-х гг. Государственное регулирование особых экономических зон в Российской Федерации, проблемы и перспективы развития. Схемы работы российских резидентов с оффшорными компаниями.

Контроль и распределение рисков в арктических проектах государственно-частного партнерства. Особые экономические зоны. Привлечение долгосрочных инвестиций в масштабные территориально-отраслевые проекты. Интерес бизнес-структур и выгоды для государства.

Цели, типология, основные черты и размещение свободных экономических зон (СЭЗ), опыт их создания в США и Китае. Современное состояние, недостатки и пути улучшения имеющихся свободных экономических зон России. Управление СЭЗ и условия резидентства.

Глава 1: Теоретический аспект функционирования свободных экономических зон.…………………………………………………………………………….………………..…4

1.1. Сущность особых экономических зон (СЭЗ)….………………..…………………..….….4


1.2. Классификация СЭЗ ……. ……………………………………………………..…….……6

1.3.1. Цели создания с точки зрения государства……. ……………………………….…. 10

1.2.2. Цели создания с точки зрения инвесторов…………………. ……………………..…10

Глава 2: Место и роль СЭЗ в России ..………………..……………………………………. 17

2.1.Рассмотрение практики функционирования СЭЗ в некоторых странах………………………………. …………………………….…………………………. 11

2.2. Организация и функционирование СЭЗ в России……………………………………. 11

2.3. Нужны ли России свободные экономические зоны. 12

Глава 3. Проблемы функционирования СЭЗ в России………………………………………16

3.1. Что препятствует успеху уже действующих СЭЗ в России. 17

Глава 4: Кто может быть участником СЭЗ и каким должен быть порядок их

регистрации и деятельности……………………………. …….18

Создание свободных экономических зон — действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов. Ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом система льгот, устанавливаемых в свободных экономических зонах, должна быть в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территориях программ.

В мировой практике существует множество разновидностей свободных экономических зон. В зависимости от поставленных задач они могут быть ориентированы на расширение экспортного производства, стимулирование производства для внутреннего рынка, в том числе импортозамещения, или же на внедрение и развитие каких-либо новых разработок. В соответствии с этими задачами укрупненно их можно подразделить на зоны торгового, производственного и технико-внедренческого типа, а также комплексные.

Свободные экономические зоны рассматриваются также как элементы инвестиционной политики республики, где могут быть апробированы новые механизмы управления экономикой, возможности привлечения инвестиций в развитие приоритетных отраслей и производств, определяющих инновационный, ресурсосберегающий, социально-ориентированный характер экономики.

Создание свободных экономических зон может стимулировать экономический рост России и обеспечить ее развитие.

Осуществляющиеся в настоящее время экономические реформы направлены на долгосрочную перспективу. Что касается свободных экономических зон — создания благоприятных условий для работы частного капитала, то они могут привести к привлечению дополнительных инвестиций в экономику, прямому эффекту и хорошим результатам уже в краткосрочной перспективе.

Цель данной работы: выявить особенности функционирования свободных

В связи с этим можно выделить следующие задачи:

• изучение теоретических основ свободных экономических зон;

• рассмотрение практики функционирования свободных экономических

зон в некоторых странах Центральной и Восточной Европы;

• анализ деятельности свободных экономических зон на территории

В работе будут рассмотрены теоретические основы понятия «свободные

экономические зоны», классификация, принципы свободных экономических зон и

деятельность свободных экономических зон в России со всеми проблемами и

Глава 1. Теоретический аспект функционирования свободных экономических зон.

Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе пока не утвердилась единая трактовка, и даже общепризнанное определение понятия «свободная экономическая

зона» (далее — СЭЗ). В самой общей форме принято определять СЭЗ как

обладающий выгодным экономико-географическим положением регион или часть

страны, где устанавливается беспошлинный или льготный экспортно-импортный

режим и достигается его некоторая торговая и валютно-финансовая

обособленность от остальных регионов страны. Свободной экономической зоной

может быть не только часть страны, но и вся (небольшая) страна в целом.

Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973г.) установлено понятие свободной зоны («зоны-фанко»), под

которой понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются

как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории, и

поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению.

Иными словами, территория, где соблюдается принцип «таможенной

экстерриториальности». Размышляя над таким определением СЭЗ, профессор

К.А.Семенов заметил: «Из этого определения видно, что свобода обособленной

части государственного пространства является не абсолютной, а относительной.

Свободной эта территория является лишь в том смысле, что ввезенные на нее

товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов на импорт и других видов

контроля за импортом, которые в соответствии с таможенным законодательством

страны применяются в отношении импортируемых товаров на другие территории этой

страны. Это означает, что товары, ввозимые в СЭЗ из-за границы не декларируются

как ввоз на территорию принимающей страны. Но в то же время законы не освобождают товаровладельцев и инвесторов от существующего экономического правопорядка, а лишь облегчают его». В классическом виде СЭЗ представляют собой четко ограниченные районы со специфическим таможенным и торговым режимом, обеспечивающим свободу перемещения капитала, товаров и рабочей силы. Эти анклавы называют по-разному: «свободные таможенные территории», «экспортные зоны», «зоны свободной торговли», «свободные банковские зоны», «промышленно-торговые зоны», «технико-внедренческие зоны» и так далее, а в просторечье — «внутренние офшоры». Но в любом случае это некий хозяйственный субъект, имеющий беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров и определенную обособленность от остальной территории страны в торговом и валютно-финансовом отношении. СЭЗ имеет тесную связь с мировым рынком и активно привлекает иностранный капитал.

1.2. Классификация СЭЗ.

Классификация СЭЗ — это не просто перечисление их с краткой характеристикой, это эволюция их развития, становления и функционирования. Это весьма длительный путь развития и преобразования простейших экономических зон в более совершенные. Это вечно изменяющееся содержание экономических структур, получивших название экономических зон.

ОЭЗ могут быть классифицированы по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот.

1. Торгово-складские зоны

В зонах данного типа иностранные товары могут храниться, продаваться и

продаваться без оплаты обычных таможенных пошлин. Это – беспошлинная торгово-

складская зона, именно так ее определила Киотская конвенция. Для этих зон

характерны три особенности:

а). они создаются для обслуживания мирового рынка;

б). на них не распространяются многие налоговые нормы и таможенные

ограничения, действующие на остальной территории страны («таможенная

в). на них распространяется государственное регулирование внешнеэкономических связей. Торгово-складские зоны создаются не только для приема, хранения, обработки товаров с последующей их куплей или

продажей, но и для осуществления операций, улучшающих их потребительские

свойства. На их территории предприятия могут заниматься обширной выставочной

деятельностью, организовывать торги и представлять банковские и страховые

услуги, не взимая торговых пошлин, а также НДС в результате улучшения

потребительских свойств товара. Все торгово-складские зоны организуются

преимущественно в морских портах, на железнодорожных узлах, в аэропортах, то

есть в местах транзита товаров и пассажиров.

2. Свободные таможенные зоны.

Современными разновидностями беспошлинных торговых и складских зон,

относящихся к простейшим, являются свободные таможенные зоны. Они создаются

для активизации внешнеэкономической деятельности. Этот тип зон называют еще специальными или беспошлинными таможенными зонами и

даже свободными таможенными территориями. Эти зоны; как правило, создаются в

морских и речных портах, в воздушных гаванях и на транспортных магистралях, а

также в отдельных промышленных районах для доработки экспортируемых

промышленных изделий, разгрузки, погрузки и перевалки импортных товаров, складирования товаров, не прошедших таможенный досмотр. Свободные таможенные

зоны занимаются снабжением судов и других транспортных средств в морских,

речных и воздушных портах. Это особые беспошлинные торговые и складские зоны,

которые, оставаясь частью национальной территории, с точки зрения финансового

режима рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ.

Они обслуживают как торговый оборот страны размещения, так и международные

транзитные операции. Товары могут находиться в свободных таможенных зонах без

Преференциальный режим в свободных таможенных зонах основан на отмене

(смягчении) таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами;

поступающими в зону и реэкспортируемыми из нее. При поставках товаров из зоны

на территорию страны базирования взимается импортная пошлина. Поощряется

развитие сектора финансовых услуг (кредитование, страхование внешнеторговой

деятельности и т.д.).

Зоны свободной торговли — это «коммерческие центры», деятельность которых

должна ускорять товарооборот и стимулировать внешнюю торговлю. Они

представляют собой ограниченные территории, которые рассматриваются вне

таможенного национального пространства государств. Под свободой таких зон

ОЭЗ_полн.docx

1. Особые экономические зоны России 5

1.1. Особые экономические зоны, их задачи и виды 5

1.2. Эволюция особых экономических зон в Российской Федерации 6

2. Типы ОЭЗ и их основные характеристики 8

2.1. Типы особых экономических зон и их характеристики 8

3. Основные проблемы ОЭЗ в России 13

4. Перспективы функционирования российских ОЭЗ 15

Список использованной литературы 17

Формирование в России рыночной экономики предполагает активную вовлеченность страны в процесс международного разделения труда. На сегодняшний день положение России во внешней торговле товарами и услугами не столь благополучно, как могло бы быть. Снижение инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, преобладание в импортных поставках продовольствия и предметов потребления, усиление топливно-сырьевой направленности отечественного экспорта несут угрозу национальной безопасности страны и отрицательно сказываются на развитии многих отраслей отечественной экономики. Эффективное использование природных богатств – далеко не достаточное условие для устойчивого экономического роста, порой только отвлекающее от решения ключевых задач развития. Поэтому одной из важнейших целей остается реструктуризация экономики и создание производств, выпускающих качественные и востребованные рынком товары.

Сложившаяся в России на данный момент инфраструктура не в состоянии обеспечить решение задач экономического роста страны теми темпами, которые позволяет достигнуть складывающаяся экономическая ситуация во многих регионах нашей страны, и существует настоятельная потребность в ускоренном решении проблем, сдерживающих развитие производственной инфраструктуры.

По результатам мониторинга перспективных инвестиционных проектов частных компаний в регионах Российской Федерации (более 600 млрд. долларов инвестиций в ближайшие 10 лет) установлено, что в 90% случаев основным ограничением реализации проекта является недостаточное развитие инфраструктуры.

Последние года Россия демонстрирует значительные темпы развития экономики. Внутренний рынок становится все более привлекательным, обостряется конкурентная борьба за российского потребителя.

Зарубежный опыт показывает, что развитие национальных отраслей промышленности во многом определяется государственной политикой, направленной на создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности, защиту внутреннего рынка, повышение конкурентоспособности отечественной продукции. В стимулировании развития отраслей народного хозяйства, в том числе работающих на экспорт, невозможно обойтись без использования общепринятых и доказавших свою эффективность инструментов: льготного кредитования и налогообложения, предоставления государственных гарантий под внешнее финансирование экспортного производства, предложения определенного «пакета» льгот и привилегий инвесторам, государственного содействия в продвижении отечественной продукции на внешние рынки, предоставления инвесторам всей необходимой инфраструктуры для производства конкурентоспособных на мировых рынках товаров.

Наличие всех этих инструментов сочетается в механизме создания и функционирования особых экономических зон (ОЭЗ). Что же такое особая экономическая зона? В отечественных и зарубежных источниках отсутствует однозначная трактовка ОЭЗ. Существующие определения охватывают или отдельные виды зон, или дают различные общие трактовки этих хозяйственно-территориальных образований, что нередко осложняет понимание их сущности.

В 1960—70-е гг., когда в мире преобладали свободные торговые зоны, Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, май 1973 г.) заложила в основу создания этих зон принцип таможенной экстерриториальности. В соответствии с этим принципом зона свободной торговли (или «зона-франко») определяется как часть территории страны, в которой любые товары считаются находящимися за пределами таможенной территории и не подлежат обычному таможенному контролю и налогообложению. [18, 125-129] Из этого определения видно, что свобода обособленной части государственной территории является не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория является лишь в том отношении, что ввезенные в нее товары освобождаются от таможенных пошлин и налога на импорт, которые в соответствии с национальным таможенным законодательством применяются в отношении ввозимых товаров на других территориях этой страны. Это означает, что товары, импортируемые в зоны свободной торговли из-за границы, не декларируются, в то же время местные законы не освобождают товаровладельцев от соблюдения соответствующего экономического правопорядка, а только облегчают его.

Определяющее этот режим специальное законодательство, регулирующее деятельность хозяйствующих субъектов в особой экономической зоне, охватывает следующий круг вопросов: таможенное регулирование, налогообложение, административный режим, лицензирование, визовое оформление, банковская деятельность, имущественные отношения (в том числе касающиеся прав на землю на территории особой экономической зоны), предоставление концессий, гарантии прав инвесторов, управление зоной. Определенную специфику в особой экономической зоне могут иметь также нормы трудового и социального законодательства.

Идея создания особых экономических зон как специально выделенных территорий для формирования точек роста за счет привлечения инвестиций на льготных условиях в мировой практике не нова. Достаточно вспомнить положительный опыт Китая, Сингапура и других стран. Следует отметить, что в России особые экономические зоны (ОЭЗ) являются одним из инструментов диверсификации экономики наряду с Банком развития, Инвестиционным фондом, государственными корпорациями и т.д.

В настоящее время в основном сформирована нормативная правовая база, необходимая для создания и функционирования ОЭЗ. Она включает в себя свыше 50 нормативно-правовых актов. В целом создана и система управления данным процессом. Минэкономразвития России – главный стратегический орган, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в данной сфере, РосОЭЗ (со своими региональными управлениями) – главный орган исполнительной власти, организующий и отвечающий за эту работу. ОАО «Особые экономические зоны» – ведущая организация, непосредственно осуществляющая строительство объектов инфраструктуры в ОЭЗ.

На сегодняшний день на территории Российской Федерации действуют 24 особые экономические зоны четырёх типов: 4 промышленные, 4 инновационные, 13 туристических и 3 портово-логистические, на территории российских которых зарегистрировано 257 резидентов.

1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РОССИИ

1.1 Особые экономические зоны, их задачи и виды

Одним из инструментов привлечения инвестиций и повышения эффективности взаимодействия бизнеса и власти в современной экономике выступает создание особых экономических зон (ОЭЗ). Они призваны решать многие важные задачи, связанные с вливанием иностранного капитала, реализацией региональной политики, обеспечением занятости населения и стимулированием экспорта товаров и услуг.

Логика создания ОЭ3 обусловлена стремлением к интеграции с мировой экономикой или же необходимостью развития отдельных видов деятельности, имеющих большое значение для национального хозяйства.

Особая экономическая зона — определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности Федеральный закон РФ от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» (в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ). Это ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории, в том числе:

— развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики;

— производство новых видов продукции, развитие экспортной базы и импортозамещающих производств;

— развитие туризма и санаторно-курортной сферы;

— привлечение прямых иностранных инвестиций;

— создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала;

— апробация новых методов менеджмента и организации труда;

— снижение уровня коррупции.

С точки зрения инвесторов, создание ОЭЗ способствует достижению таких целей, как освоение новых рынков сбыта, приближение производства к потребителю, минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин, доступ к инфраструктуре.

Особые экономические зоны принято классифицировать, прежде всего, по выполняемым функциям:

— Зона свободной торговли (ЗСТ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. В такой зоне проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке.

— Промышленно-производственная зона (ППЗ) — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.

— Технико-внедренческая зона (ТВЗ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примерами ТВЗ выступают технопарки и технополисы.

— Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) — территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность — создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.

— Портовая зона — создается на территории морских портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, а также на территориях, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта.


Статьи по теме