Перейти к содержанию

Основные Типы Правопонимания Шпаргалка

Основные Типы Правопонимания Шпаргалка.rar
Закачек 1108
Средняя скорость 1564 Kb/s
Скачать

Правопонимания, его понятие и основные типы

Правопонимания (понимания права) — это интеллектуальный процесс осмысления права, определенное его видение, выраженное в конкретных концепциях о его функционирование, что письменно изложены и обнародованы путем опубликования. Любая методология (а их множество в теории права и государства) связана с конкретным правопониманием (видением права). По сути, правопонимания (правоуявлення, право-взгляд) является вторичным, производным от всего правового, что реально действует; оно зависит от особенностей правосознания, интеллекта его носителя. Поэтому правопонимания нельзя сводить лишь к определению понятия «право».

Тип правопонимания — письменная форма конкретного выражения системы правовых идей, сконцентрированных вокруг ведущей идеи и/или принципа, которые составляют определенный способ видения («угол зрения») сущности и назначения права и определенное направление в этой области познания.

Тип правопонимания основывается на многообразии общих подходов, методов, принципов, что свидетельствует о существовании методологического плюрализма.

Плюрализм типов (концепции) правопонимания объясняется рядом факторов:

— познавательными факторами: а) сосредоточение внимания на одном из проявлений многогранности права, который избирается как ведущий и концептуально оформляется преувеличения его значения; б) применение новых методов познания, которые дают возможность открыть новые грани права и выложить в обновленной концепции; в) обращение к познанию не проявлений права как явления, а различных явлений, находящихся в сфере его влияния;

— социально-культурными: а) создание концепций правопонимания представителями различных слоев общества, каждая из которых трактует право согласно своих социальных потребностей и интересов; б) причинение различной интерпретации права многообразием мировоззрений, политическим и идеологическим плюрализмом, склонностью к той или иной национально-культурной традиции, религиозным убеждениям и тому подобное. Среди современных научных типов правопонимания самыми популярными являются следующие.

Естественно-правовой (идеологический, аксиологический).

Исходная форма бытия права — общественное сознание, идея, представление о праве, важной составной частью которого являются естественные права человека. Право и закон разграничиваются, первенство отдается естественному праву как выражению справедливости (морали). Закон создается государством (позитивное право), рассматривается как форма права, которая призвана соответствовать естественному праву, который является содержанием закона. По этой концепции, права человека имеют приоритет перед интересами государства, человек рождается с набором врожденных прав, которые не должны отчуждаться государством. Государство, создаваемое ею позитивное право (закон), должны защищать естественные права человека.

Однако право нельзя рассматривать как исключительно природное явление, которое существует независимо от общества, ибо право «рождается» в обществе «живет» в нем: насколько несовершенно общество, настолько и несовершенное право.

Вместе с тем, естественно-правовая концепция, возникшая в XVII-XVIII ст. и развилась в XX в., благодаря ударению на правах человека как прирожденных правах стала основой для развития принципа верховенства права, формулировки международных стандартов прав человека.

Позитивистский (нормативистский).

Исходная форма бытия права — норма права. Право толкуется как властное творение государства, как система норм, изложенных в законах и других нормативных актах, выражающих государственную волю («позитивное право») и оторваны от реальных общественных отношений. Закон и право отождествляются; считается, что властная принудительность является определяющим признаком такого права; связь между правом и моралью отрицается. Утверждается, что государство создает справедливые нормы права (даже если в них закреплено произвола), поэтому оценка их (справедливые или несправедливые) исключается. Права человека рассматриваются как дарения государства, то есть человек ставится в прямую зависимость от государства и его органов.

И хотя сторонники этой концепции осуществили немалый вклад в разработку структуры нормы права, нормотворческую технику, юридическую терминологию, их подход к соотношению права и государства был ошибочным, пропагандировал исключительную зависимость человека и его прав от государства, по сути, узаконивал возможное и существующее произвола государственной власти в отношении человека. Эта концепция является антиподом принципа верховенства права.

Социологический.

Исходная форма бытия права — общественные отношения; отношения, складывающиеся в сфере правоприменения. Право считается составителем общественных отношений благодаря его применению судьями и должностными лицами конкретных жизненных ситуаций («живое право»). Что касается норм права, воплощенных в законах государства, то они считаются второстепенным проявлением права, таким, что не исходит непосредственно из жизни («мертвое право»). Налицо противопоставление права («право в жизни») и закона («право в книгах»). По сути, правом признается его функционирование, «действие» в конкретных общественных отношениях. Именно применители права (судьи, администраторы) признаются нормотворцами, поскольку они воспроизводят в своих правовых актах обязательные нормативы, сложившиеся в общественной среде.

И хотя некоторые сторонники социологической концепции почти отождествляют самостоятельные процессы — создание и применение права, ценным в их концепции является то, что истоки «жизнь» права отыскиваются именно в общественной среде.

Анализируя указанные концепции, можно утверждать, что каждая из них ориентируется на одну главную идею и не признает других. Между тем право не сводится лишь к нормы, не существует в форме абстрактного (природного) закона, не «растворяется» в правовых отношениях и в юридически значимых действиях правоприменителя и тому подобное. Правом является и то, и другое, и третье. Право — сложный, многомерный, многоаспектный феномен: в нем обнаруживаются духовная сущность человека (внутренний генезис права), и социальная среда, и власть (ее авторитет), порожденный этой средой (внешний генезис права) и тому подобное.

В последнее время стал популярным интегральный (интегрированный) тыл правопонимания, возникший на основе диалога всех школ и течений в современном правоведении, как западных, так и восточных. Этот тип правопонимания заключается не в механическом объединении противоречивых позиций, а в синтезировании теоретически значимые моменты, проработанные конкурирующими научными теориями, выходом на новый уровень их обобщения. Такими моментами, составляют ядро права, является правовая идея или правосознание (теория естественного права) норма права (позитивистская/нормативистская теория права), правоотношения (социологическая теория права). Среди концепций интегрального типа правопонимания заслуживает внимания коммуникативная, согласно которой право порождается коммуникативной (интер-субъективной) деятельности людей в обществе.

Истории человечества известно множество теорий права, типов правопонимания. Их центральной проблемой является понятие права, его основных категорий и принципов.

Право представляет собой одно из сложнейших явлений человеческой цивилизации. Ровесником общества является поиск смысла права, его сущности и места в системе ценностей общества.

Правопонимание представляет собой отражение и оценку права в соответствии с конкретными социально-политическими и культурно-историческими явлениями и ценностями. Правопонимание является отношением субъекта познания к правовой действительности и одновременно научным направлением, теорией.

Основные типы понимания права разделяются на три вида: естественно-правовые, позитивистские и социологические.

Сторонники естественно-правовой теории именуют право естественным постольку, поскольку оно вытекает из природы человека, всеобщего, универсального порядка. Естественное право – результат развития общества – существует независимо от того, закреплено оно в каких-либо источниках или нет. В некоторой степени эти права обусловлены экономическими, духовными и иными условиями, но по сути своей они являются прирожденными, отсюда следует их непоколебимость, неизменность, абсолютность. Естественные права возникают независимо от того, выражены ли они в юридических нормах или нет.

Такие права выступают в виде идей, представлений, они выражаются в морали, нравственности, обычаях и в юридических нормах. Право на жизнь, безопасное существование, свободное передвижение – примеры закрепления естественных прав в юридических нормах.

Теория естественного права представляет собой совокупность концепций, основывающихся на следующем определении права: право – это возведенная в закон справедливость.

Таким образом, естественно-правовая традиция несет в себе мысль о единстве, тождестве справедливости и права. Учение о справедливости занимает центральное место в теориях естественного права, как древних, так и современных. Справедливое право действует в противоборстве добра и зла, света и тьмы как активный творец и защитник добра. Основатель естественно-правового подхода Гуго Гроций полагал, что одновременно с позитивным правом действует неизменное вечное естественное право, которое согласно с природой общества разумных существ. Это право не связано ни с временем, ни с местом, оно неизменно. Естественное право представляет собой идеальное право, обусловленное природой человека.

И. Кант (1724–1804 гг.) развивал положение теории естественного права на основании теории практического разума. Согласно Канту, нравственный принцип естественного права состоит в том, чтобы человек поступал так, чтобы его свобода совмещалась со свободой каждого и всех.

Позитивистскому пониманию права соответствует определение права как системы норм, принятых или санкционированных государством. Это государственнический (этатический) позитивизм. Кроме государства, источником права в позитивизме может быть Бог, всеобщий разум и другие силы. Позитивизм выводит формулу «закон есть закон» независимо от содержания. Эта теория вообще исключает из понятия права вопрос о его содержании и его справедливости. «Закон справедлив всегда» – это аксиома для позитивистов. И. Бентам, создавая теоретическую основу позитивистского понимания права, обосновывал идею, что государство создает нормы права для удовлетворения интересов человека. Он указал, что главное назначение правительства состоит в ограждении индивида от страданий.

Типичное позитивистское мировоззрение отражается в выражениях: «Закон суров, но справедлив».

Социологический подход к праву выражается в том, что законодатель не создает право, а лишь открывает его. Такой подход оправдан, особенно в той мере, в какой отрицает волюнтаризм законодателя. Данная теория исходит из того, что право создается в общественной жизни. Его источником выступают противоборствующие интересы отдельных людей. Право создается применительно к конкретным случаям путем прецедентов. Суд ближе к жизни и сталкивающимся интересам. Оценивая их, он создает право. Законодатель этому праву может придать свою силу. Таким образом, законодатель не придумывает право, он только дает форму закона тому праву, которое сложилось в обществе и выявлено судом. Социологическая юриспруденция формировалась в трудах Е. Эрлиха, Д. Фрэнка, О. Холмса и других. Сторонники этого подхода полагали, что закон, изданный государством, автоматически правом не становится. Он может стать правом, только воплотившись в конкретные правоотношения, реальные социальные действия. Нередко в данной теории преувеличивалась роль судов, т. е. только акты судов оценивались как реализация, как применение права. Среди всех форм права выделяется судебный (административный) прецедент. Сами же законы существуют только тогда, когда они воплощены в судебных решениях.

Достоинством данного подхода к пониманию права является соединение права с социальной средой.

Правопонимание — юридическая категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающей в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, поэтому правопонимание всегда субъективно. Объектом правопонимания является право как социальное явление, как результат жизнедеятельности человека.

В современном российском правоведении сложилось несколько концепций (школ) правопонимания.

На философском уровне познания сложилась естественно-правовая (нравственная) концепция права. (Гоббс, Локк, Монтескье, Радищев) Право это система естественных, неотчуждаемых прав, социальных притязаний, осознанных обществом, воспринятых общественным сознанием от воли государства. Основа права естественные, неотчуждаемые права человека. Естественно-правовая концепция исходит из строгого различения права и закона как акта государственной власти. Право есть форма общественного сознания и коренится не в законах, а в естественных правах человека. Правом являются не всякие законы, а только так называемые правовые законы, которые соответствует естественным правам человека, началам справедливости, равенства, гуманизма.

Социологическая концепция права понимает под правом нормы и реальные общественные отношения (правоотношения), которые складываются и развиваются в самом обществе. Государство их не создает, а лишь Открывает» и закрепляет в законе. При этом право «живет» не столько в законах, сколько в действиях и поведении людей. Социологическая концепция права исходит из единства объективного права (норм, выраженных в законе и иных юридических источниках) и субъективного права (наличных прав субъектов, обеспеченных механизмами их реализации) (Л.С. Явич, Эрлих, Муромцева, Котляревский, Ковалевский).

С точки зрения нормативного правопонимания право является институционным образованием. Право с необходимостью требует внешних форм выражения и закрепления в виде законов и иных юридических форм (источников). Отсюда право и закон рассматриваются в единстве и составляют действующее (позитивное) право. Вне официальных юридических источников право существовать не может. Таким образом, право с точки зрения нормативной концепции это система общеобязательных, формально-определенных, исходящих от государства и охраняемых им норм, регулирующих общественные отношения. Представителями данного направления являлись Новгородцев, Штаммлер, Кельзен и др

Общая теория права охватывает все уровни познания права и призвана выработать интегративный подход к правопониманию. Право современной цивилизации складывается из единства трех элементов и вне их существовать не может, ибо теряет свой регулятивный потенциал. Первый элемент — это социальные притязания, права человека, гуманистические правовые идеалы, выраженные в общественном правосознании как мера свободы и ответственности в обществе. Этот глубинный элемент права принято называть естественным правом.

С необходимостью социальные притязания, права человека должны найти выражение в юридических нормах, закрепленных в законах и иных юридических источниках. Это второй элемент, составляющий действующее позитивное право.

И, наконец, нормы права должны реально действовать, воплощаться в системе общественных отношений в виде субъективных прав, обеспеченных специальным юридическим механизмом их реализации.

В современных теориях права нет единого понимания сущности права, что определяется такими факторами, как: 1) влияние на процессы познания сущности права правовой идеологии и классовой борьбы; 2) сложность права, многообразие его проявлений в обществе; 3) наличие различных исходных философских и методологических оснований.

Наиболее значимыми являются трактовки права, которые были даны представителями психологической, естественной, исторической, социологической, позитивистской теориями права, философией права и марксизмом.

Согласно теории естественного права в обществе есть два права: естественное и благоприобретенное. Естественное право дано человеку от рождения и включает в себя право на личную свободу, жизнь, частную собственность, право быть счастливым. Эти права признаются неотъемлемыми, и всякое посягательство на них является правонарушением либо вовсе преступлением. Благоприобретенные права учреждаются государством в форме законов и иных нормативно-правовых актов. Это право основывается на естественных правах человека.

Представители психологической теории признают также два вида права, утверждая, что право представляет собой психическую деятельность человека, его чувства, правовые, «императивно-атрибутивные» эмоции, оценки, переживания. Человек ощущает свою волю связанной притязаниями других лиц, ждущих от него исполнения определенной обязанности. Также в обществе есть и официальное право, принятое государством в виде законов и иных нормативно-правовых актов.

Согласно позитивистской теории правом признаются только правила должного поведения, которые устанавливаются законом и иными нормативно-правовыми актами, принимаемыми государственными органами.

Историческая же школа утверждала, что право есть продукт народного духа, сознания народа, живущего и проявляющегося во взаимоотношениях его представителей. Право является неотъемлемым компонентом народа или нации.

Некоторые авторы утверждают, что в обществе есть много правовых систем, так как государство не может предусмотреть все необходимые для общества и его компонентов нормы права. Каждая коллективная общность людей может иметь и имеет свое право. Таким образом, нация, народ создают свои обычаи и традиции, профсоюзы – профсоюзное право. При этом негосударственные правовые системы могут формировать сильную конкуренцию праву, установленному государством.

Основоположники марксизма рассматривали общество как органически целостное образование, действующее и развивающееся по объективным, независимым от воли людей законам. Весьма четко и последовательно различали право и закон К. Маркс и Ф. Энгельс. Под правом они понимали меру свободы членов общества. Каждый класс в системе экономических отношений общества имеет свою меру свободы, свое право, но не всякий класс может показать свое право в системе общеобязательных норм, в законе. Такую способность имел только класс, который экономически и политически господствовал в обществе. Этот класс с помощью закона фиксировал собственные интересы и потребности и пытался их выдать за всеобщее право, за всеобщую меру свободы.

Все ранее существовавшие государства закрепляли и проводили в жизнь право эксплуататорских классов: феодалов, рабовладельцев, помещиков и буржуазии. Крестьяне и рабы по объективным и субъективным причинам не могли взять государственную власть в свои руки и реализовать свое право в форме законов. И лишь пролетариат может осознать свои классовые интересы и взять государственную власть в свои руки. Только при этом условии он обеспечит полное и последовательное проведение пролетарской меры свободы, пролетарского права в форме законов.


Статьи по теме