Перейти к содержанию

Методика Исследовательского Обучения Дошкольников Савенков скачать

Методика Исследовательского Обучения Дошкольников Савенков скачать.rar
Закачек 2267
Средняя скорость 4887 Kb/s
Скачать

Методика исследовательского обучения дошкольников. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников.-М.:Федоров,2010 — 128 с. В пособии изложена общая программа исследовательского обучения в детском саду, описана методика реализации её основных направлений, даны подробные описания тренировочных занятий. Материалы книги позволяют решать наиболее важные в современных условиях образовательные задачи: развитие познавательных потребностей и способностей старших дошкольников; обучение детей специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; формирование и развитие у дошкольников умений и навыков исследовательского поиска. Кроме того, вы познакомитесь с методиками развития исследовательских умений и навыков у дошкольников, узнаете, как развивать у ребенка различные умения: видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, давать определения понятиям, создавать метафоры, классифицировать, экспериментировать, делать выводы, проводить защиту своих исследований. Практическим аспектам этой работы посвящен комплект тетрадей «Маленький исследователь», подготовленных автором, для специальных занятий по развитию логического, творческого мышления и элементарных умений и навыков самостоятельного поиска новых знаний. Отдельные задания из этих тетрадей вы найдете в конце данной книги в приложении. Пособие для воспитателей, психологов и родителей. В данном пособии для воспитателей детских садов и практических психологов.

Слайд 7 из презентации «Практика исследовательского обучения в современном дошкольном образовании»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Практика исследовательского обучения в современном дошкольном образовании.pptx» можно в zip-архиве размером 1287 КБ.

Похожие презентации

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников» — Дети с интересом сравнивают территориальное пространство своего государства с другими странами. Русский народ имеет единственную в своем роде поэзию, где мудрость облекается в прекрасные образы, а образы становятся звучащей музыкой. Позже сказка помогает ребенку адаптироваться в детском коллективе, подготовиться к школе, к взрослой жизни.

«Игры для дошкольников» — Связная речь. Речевой репертуар. Направления. Фундамент формирующегося интеллекта. Гибкое речевое поведение. Перед ребенком откроются богатые возможности познания мира. Кузнецова Анна Владимировна. Результаты. Новости Актуально. Р е ч е в о е р а з в и т и е. Сенсорное развитие. Условия развития игр с правилами.

«Портфолио дошкольника» — Так появляются электронные портфолио, стихотворные подписи к фотографиям, рисунки и пр. Для ребенка особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио дошкольника во многом отличается от портфолио учащегося. Необходима консультативная помощь родителям по оформлению и заполнению страничек портфолио.

«Исследовательские работы учащихся» — Проведение общего собрания учащихся по летней практике. Приобретение навыков установления межпредметных связей. Собеседование с учащимися по итогам практики (проводят классные кураторы и руководитель отделения). Успешное обучение в вузе, раннее (с 1-2 курса) приобщение к научной работе на кафедрах. Виды учебно-исследовательской работы учащихся.

«Исследовательский проект» — Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Дети с большим интересом исследуют повадки и характер животных. Рефлексивные Поисковые (исследовательские) Умения и навыки работы в сотрудничестве Менеджерские Коммуникативные Презентационные Умение отвечать на незапланированные вопросы.

«Экологическое образование дошкольников» — Экологическое просвещение (пропаганда). Семейные гостиные, участие в конкурсах, викторинах. Педсоветы, консультации. Организация совместной деятельности с детьми. Уход за растениями и животными. Информационные стенды, выпуски экологических газет. Организация экологического театра «Радуга». Экологический центр «Росянка».

Предварительный просмотр:

Актуальность организации исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

Развитие познавательного интереса через развитие исследовательского поведения ребенка. «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков). Следовательно, необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе.

Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.

С введением федеральных государственных требований в систему дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:

— уметь видеть проблему и ставить вопросы;

— высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения.

В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Это – исследовательское обучение, так как оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска, на воспитание истинного творца. А это значит, что исследовательская деятельность должна быть свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками или временем.

Следовательно, необходимо искать новые пути для полноценного развития познавательной активности детей. С этой целью были изучены и систематизированы материалы соответствующей методической литературы по теме «Детское исследование». За основу работы взяты методы и приемы исследовательского обучения, предлагаемые А.И.Савенковым «Методика исследовательского обучения»

Целью данной методики заключается в развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей.

Подходя к созданию исследовательской деятельности у дошкольников, я поставила следующие задачи:

1. Организовать предметно-развивающую среду.

2. Обучить детей умениям и навыкам исследовательского поиска.

3. Развить умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.

4. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.

Этапы реализации исследовательской деятельности.

— самостоятельная исследовательская практика;

— тренинг исследовательских способностей;

— мониторинг исследовательской деятельности детей.

Самостоятельная исследовательская практика.

Основное содержание работы на этом этапе – проведение детьми самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов. Занятия в его рамках выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска и творческого проектирования постепенно возрастает.

Тренинг исследовательских способностей.

В ходе данного тренинга дети должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. Они должны научиться:

-давать определения понятиям;

-делать умозаключения и выводы;

-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Мониторинг исследовательской деятельности детей.

Мониторинг включает в себя мероприятия, необходимые для управления процессом исследовательского обучения. Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, все, что им обнаружено и изучено, очень важно для всех, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умением аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.

Этапы детских исследований.

Учебное исследование дошкольника включает следующие основные этапы:

-выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);

-поиск и предложение возможных вариантов решения;

-обобщение полученных данных;

-подготовку материалов исследования к защите;

Специфика организации воспитательно-образовательного процесса.

Первый этап заключается в предварительной подготовке детей дошкольного возраста к проведению исследовательской деятельности, предполагает знакомство детей с оборудованием и материалами мини-центра «Опыты и эксперименты», их назначением. В данном мини-центре имеются :

— приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;

— природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;

— утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

-разные виды бумаги;

— красители: гуашь, акварельные краски;

— медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);

— прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Далее идет ознакомление детей с миром удивительной литературы познавательного характера (книги, наборы открыток, альбомы), выяснение их ценности.

Второй этап (практический) — занятия по приобретению детьми специальных знаний (тематического словаря научного характера) и развитию у них специальных умений и навыков исследовательского поиска. Для этого проводятся занятия-тренинги, предложенные А.И.Савенковым (с добавлением нескольких своих игр и упражнений). Целью этих занятий является введение ребенка в исследовательскую деятельность. Здесь ребенок учится делать выбор интересующей его темы, строить план действий, общаться со сверстниками и взрослыми, искать и собирать информацию, систематизировать ее и выступать с докладом. Также занятия-тренинги способствуют тому, что дети становятся увереннее в себе, научаются слушать и слышать друг друга. Такой вид работы проводится в свободное время — в утреннее или вечернее время, между занятиями, на прогулках — со всей группой или в индивидуальной форме. Одновременно планируются целевые прогулки, экскурсии, кратковременные и долгосрочные наблюдения за объектами живой и неживой природы. Еженедельно проводятся беседы, которые направлены на развитие детской любознательности, потребности в новых знаниях. Такая работа позволяет выявить детей активных, любознательных, способных на креативное мышление. Затем из группы таких детей создается клуб знатоков «Я познаю мир». Далее проводятся занятия по познавательному циклу, разработанные с применением методов исследовательского обучения. На этих занятиях присутствуют дети все одновременно или по подгруппам (в соответствии с сеткой занятий).

Ценность таких занятий состоит в увлекательном совместном приобретении детьми знаний путем собственных поисков необходимой информации по предложенной теме. Программное содержание занятий позволяет максимальное внедрение методов и приемов, которые активизируют использование сохранных анализаторов детей, что очень важно для наших детей. Ведь чувственное познание окружающего принято считать начальной ступенью познания. Дети, живя в мире предметов, человеческих отношений, стремятся их понять, раскрыть с помощью своих чувств. Поэтому, участие в исследовательской деятельности, особенно в экспериментальной её части, помогает нашим детям проникать вглубь объектов – живых и неживых, а также помочь осознать их внутренние свойства и отношения. В свою очередь, чувственный опыт детей прочно связан с речью, следовательно, исследовательская деятельность способствует выполнению — развитию коммуникативных способностей детей. И еще одно немаловажное обстоятельство: на подобных занятиях большое внимание в виде похвалы уделяется закомплексованным, неуверенным в себе, детям, чей интерес к поисковой деятельности несколько снижен. Таким образом, активизируется их дальнейшее участие в совместной работе и постепенно развивается чувство самоуважения. В результате дети становятся более смелыми, постепенно раскрывают свои естественные таланты: умение слушать, говорить, просто общаться. А это в свою очередь служит гарантом саморазвития личности, они учатся по-своему мыслить, доказывать, спорить и т. д. Таким образом, выполняется главная функция исследовательского поведения – функция развития. После проведения нескольких совместных занятий по познавательному циклу можно начинать работу клуба. В клубе знатоков дети самостоятельно выбирают тему для исследований по предложенным картинкам (например, с изображениями воды, света, воздуха, вулканов, звуков, молока и т.д.). Совместно обговаривают план работы по понравившейся теме и устанавливают примерный срок выполнения. Далее в течение определенного времени «знатоки» занимаются самостоятельнымпоиском информации, иллюстраций, материалов для проведения экспериментальной части работы. Главные исследователи вместе с «научным руководителем» (воспитателем) обрабатывают собранный материал, проводят занятие по исследованию выбранного объекта и назначают время для доклада. Выступающие с «научным» докладом, дети надевают мантию и академический головной убор. Вся атрибутика создает атмосферу таинственности и важности всей проводимой работы, некоторое приобщение к миру взрослых. Конечным результатом работы по теме становится папка (альбом) с иллюстрациями, с зарисованными опытами и, конечно, самое главное в ней – сам доклад, записанный в виде символов.

Исключительно большая роль в проведении такой огромной работы отводится родителям. Они являются важным и неотъемлемым звеном данной работы. Их задачей является всемерное, безотказное содействие своим детям в поиске информации, иллюстраций по изучаемым темам. А также чрезвычайно важно проведение еженедельных акций «Вместе с ребенком», которые предполагают тесный контакт родителей с детьми, ориентируют их на эмоционально-познавательное общение. Следовательно, такое взаимодействие с родителями благотворно влияет на психологическое развитие ребенка и, как следствие, дает большие возможности для повышения уровня его познавательных способностей.

1 1 Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ Начало любого исследования это тема работы. Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент. Если не можешь сразу определить тему, задай себе следующие вопросы (ответы можешь дать либо устно, либо письменно): Что мне интересно больше всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или историей, спортом, искусством, музыкой и т.д.)? Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки? Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко? Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь? Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею, тему твоего будущего исследования. КАКИМИ МОГУТ БЫТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Все возможные темы можно условно распределить на три группы: Фантастические темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях; Экспериментальные темы, предполагающие

2 проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов; Теоретические темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках. Кто зажигает звѐзды? Кто построил пирамиды? Почему надуваются мыльные пузыри? Запиши тему своего исследования. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Вы сформулировали тему своего исследования. Теперь надо подумать над целями и задачами твоей работы. Определить цель исследования значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Узнать, что делает под водой водолаз Выяснить, почему репейник колючий Расследовать, зачем зебре полоски ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ УТОЧНЯЮТ ЦЕЛЬ. ЦЕЛЬ УКАЗЫВАЕТ ОБЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ, А ЗАДАЧИ ОПИСЫВАЮТ ОСНОВНЫЕ ШАГИ. Запиши задачи собственного исследования ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ Гипотеза это предложение, рассуждение, догадка, ещѐ не доказанная и не подтверждѐнная опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hupothesis основание, предположение, суждение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления. Обычно гипотезы начинаются словами: Предположим Допустим Возможно Что, если Почему самолѐт оставляет в небе след? Допустим, потому, что он разрезает небо 2

3 Возможно, чтобы не заблудиться Что, если это послание инопланетянам Что такое хлебное дерево? Предположим, оно вырастает из сухарей Почему цыплята жѐлтые. Тебе для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений по теме твоего исследования. Запиши свою гипотезу. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную, на твой взгляд, поставь на первое место, менее важную на второе и так далее. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН РАБОТЫ. Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Метод (от греческого слова methodos) способ, приѐм познания явлений окружающего мира. Предлагаем список доступных методов исследования: Подумать самостоятельно Посмотреть книги о том, что исследуешь 3

4 Спросить у других людей Познакомиться с кино и телефильмами по теме твоего исследования Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной сети Интернет. Понаблюдать Провести эксперимент Воспользуйся этими методами, которые помогут проверить твою гипотезу (гипотезы). ПОДУМАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО С этого надо начинать любую исследовательскую работу. Задай себе вопросы: Что я знаю об этом? Какие суждения я могу высказать по этому поводу? 4

5 Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования? Почему море солѐное? Доброе чудовище выделяет соль В сказке от слѐз русалочки Маша рассказала, когда грузили соль на судно, то уронили большой ящик с солью Запиши свои ответы ПОСМОТРЕТЬ КНИГИ О ТОМ, ЧТО ИССЛЕДУЕШЬ Если то, что ты исследуешь, описано в известных тебе книгах, к ним надо обратиться в первую очередь ведь совсем не надо открывать то, что до тебя уже открыто и записано в книгах. Начинать работу нужно с энциклопедий и справочников. Твоими первыми помощниками станут детские энциклопедии. Информация в них выстроена по принципу: «Кратко, точно, доступно обо всѐм». Конечно же, не всегда ты сможешь найти все нужные книги в домашней библиотеке. Поэтому посети школьную, городскую библиотеки. Если справочной литературы оказывается недостаточно, надо читать книги с подробным описанием. Запиши всѐ, что ты узнал из книг о том, что исследуешь. 5

6 СПРОСИТЬ У ДРУГИХ ЛЮДЕЙ Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно разделить на две группы: специалисты и неспециалисты. К специалистам мы отнесѐм всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь. Неспециалистами для нас будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает очень важное о том, что ты изучаешь. запиши информацию, полученную от других людей. ПОЗНАКОМИТЬСЯ С КИНО И ТЕЛЕФИЛЬМАМИ ПО ТЕМЕ ТВОЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ Мы знаем, что фильмы бывают научные, научнопопулярные, документальные, художественные. Они настоящий клад для исследователя. Вспомни, какие известные тебе фильмы могут помочь в сборе информации по теме твоего исследования. Посоветуйся со взрослыми, какие фильмы можно посмотреть. (Это могут быть видеокассеты, диафильмы или учебные фильмы.) Запиши всѐ новое, что ты узнал о предмете своего исследования из фильмов. 6 ОБРАТИТЬСЯ К КОМПЬЮТЕРУ, ПОСМОТРЕТЬ В ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ. Сегодня ни один учѐный не работает без компьютера

7 верного помощника современного исследователя. Мы знаем, что через сеть Интернет можно почерпнуть обширные сведения по многим вопросам. Кроме Интернета, звуковую, графическую и анимационную информацию можно найти на компактдисках. Также с помощью компьютерных программ ты сможешь посетить виртуальные музеи и полистать страницы энциклопедических справочников. Запиши всѐ, что тебе помог узнать компьютер. ПОНАБЛЮДАТЬ Интересный и доступный способ добычи новых знаний наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны, — всѐ это также можно использовать в исследованиях. Подумай, какими приборами ты можешь воспользоваться для проведения наблюдений. Проведи свои наблюдения. Запиши информацию, полученную с помощью наблюдений. ПРОВЕСТИ ЭКСПЕРИМЕНТ Эксперимент (от латинского experimentum) это проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук. 7

8 Провести эксперимент значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента. Продумай план эксперимента. Может быть, ты проведѐшь не один, а несколько экспериментов. Вспомни, может быть, ты уже имел возможность наблюдать за ходом какого-то опыта, эксперимента. Запиши сначала план, а затем и результаты своих экспериментов. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ. Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Для этого потребуется: 1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения. 2. Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события. 3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы. 4. Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи. 5. Предложить примеры, сравнения и сопоставления. 6. Сделать выводы и умозаключения. 7. Указать возможные пути дальнейшего изучения. 8. Подготовить текст сообщения. 9. Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты. 10. Приготовиться к ответам на вопросы. 8 КАК ЭТО СДЕЛАТЬ 1. Выделить из текста основные понятия и дать им

9 определения. Понятия это краткие и точные характеристики предметов и явлений. Самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов фиксируются в них. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, выдели основные понятия твоего исследования и подумай, как можно кратко их выразить. Существуют приѐмы, очень похожие на определения понятий: Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение. Описание это простое перечисление внешних черт предмета с целью нестрогого отличения его от сходных с ним предметов. Описать объект значит ответить на вопросы: Что это такое? Чем отличается от других объектов? Чем это похоже на другие объекты? Характеристика предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания. Сравнение позволяет выявить черты сходства и различия предметов. Различение помогает установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Например, яблоко и помидор очень похожи, но яблоко фрукт, а помидор овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор — другой 2. Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события. Классификацией (от латинского classis разряд и facere — делать) называют деление предметов и явлений в зависимости от их общих существенных признаков. 9

10 Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы (разряды), чтобы их упорядочить, и придаѐт нашему мышлению строгость и точность. 3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы. Парадоксом называют мнение или утверждение, резко расходящееся или противоречащее общепринятым мнениям или наблюдениям. Слово «парадокс» от греческого неожиданный, странный, невероятный. Это может быть неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям. 4. Ранжировать основные идеи. Ранжирование от слова «ранг». В переводе с немецкого языка ранг это звание, чин, разряд, категория. Ранжировать идеи значит выстроить их по степени важности, значимости: какая идея самая главная, какая на втором, третьем месте и т.д. Умение отделять главные идеи от второстепенных важнейшая особенность мыслящего ума. 5. Предложить примеры, сравнения и сопоставления. Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления. Сделать выводы и умозаключения. 6. Сделать выводы и умозаключения. Работа потеряет смысл, если исследователь не сделает выводов и не подведѐт итоги. Для этого надо сделать умозаключения и высказать суждения. Суждение это высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. На основе проведѐнного исследования надо сделать собственные суждения о том, что исследовалось. 10

11 7. Указать возможные пути дальнейшего изучения. Для настоящего исследователя завершение одной работы это не просто окончание исследования, это начало работы следующей. Поэтому обязательно надо отметить, что и как исследовать дальше (по выбранной теме). 8. Подготовить текст сообщения. Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его можно составить по такому плану: 1. Почему избрана эта тема. 2. Какую цель преследовало исследование. 3. Какие ставились задачи. 4. Какие гипотезы проверялись. 5. Какие использовались методы и средства исследования. 6. Каким был план исследования. 7. Какие результаты получены. 8. Какие выводы сделаны по итогам исследования. 9. Что можно исследовать в этом направлении. 10. Рисунки, схемы, чертежи и макеты. Доклад будет понят и воспринят лучше, если его проиллюстрировать рисунками, чертежами, макетами. Например, вы исследовали маршруты движения муравьѐв в соседнем парке нарисуйте карту-схему перемещения этих насекомых. Вы проектировали жилой дом будущего сделайте его рисунок. Вами создан проект космического корабля для туристических поездок или новая суперсовременная подводная лодка склейте макет. А если вы изучали, как влияет месторасположение ученика в классе (за какой партой он сидит) на его успехи в учѐбе, и предлагаете новые способы расстановки столов в классной комнате, то обязательно начертите схему: как, по 11

12 вашему мнению, следует размещать учеников на уроке, чтобы они все учились хорошо. 11. Приготовиться к ответам на вопросы. В научном мире принято, что защита исследовательской работы мероприятие открытое и на нѐм может присутствовать каждый желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору. К ответам на них нужно быть готовым. Для того чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно, все вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясные формулировки, определения, также обычно спрашивают о том, как и откуда получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод. ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ УСПЕХ Есть несколько правил, которых ты должен придерживаться в своей работе, если желаешь, чтобы она была успешной. Правила эти несложны, но эффект от них велик. Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает. Действуя, не бойся совершить ошибку. Будь достаточно смел, чтобы принять решение. Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений. Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу. Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными). Настоящий исследователь преодолеет любые преграды на своѐм пути. Самое главное ты должен верить, что достигнешь намеченной цели. Стремись к ней, невзирая на трудности. Верь в себя, в то, что ты настоящий 12


Статьи по теме