Перейти к содержанию

Леонтьев Проблемы Развития Психики Конспект

Леонтьев Проблемы Развития Психики Конспект.rar
Закачек 1523
Средняя скорость 8026 Kb/s
Скачать

‘ Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1959.-С. 412.

2 Петровский А. В. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Пет­ровского. — М., 1987.

3 Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1982-1984. Он же: Умственное развитие детей в процессе обучения. — М.; Л., 1935. Леонтьев А. Н. Избранные психологичес­кие произведения: В 2 т. — М., 1983; Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды.-М., 1989.

»Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1969.-С.213.

5 Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1975.-С.82.

7 В философских трактатах оба понятия («вещь» и «предмет») используются как идентичные.

8 Кант Э. Критика чистого разума. — Пг., 1915.

9 Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч.: В 50т. -2-е изд.-Т. 21.-С. 269-317.

l° Антропоморфизм как явление сознания человека был описан и проанализирован многими науками, заинтересованными в изучении истории культуры. См.: Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М., 1994; Леви-Строс К. Первобытное мышление.- М., 1994; Зеленин Д. К. Культ онтогонов в Сибири.-М.; Л., 1936; Лосев А. Ф. Диалектика мифа. — М., 1930; Он же: Античная мифология в ее историческом развитии. — М., 1957; Он же: Очерки античного символизма и мифо­логии. — М., 1993; Мелетинский Е. М. Поэтика мифа.- М., 1976; ПотебняА.А. Слово и миф. — М., 1989; Токарев С. А., Мелетинский Е. М. Мифология // Мифы народов мира: В 2 т. — М., 1980. — Т. 1; Малиновский Б. Миф в первобытной психо­логии. — Лондон, 1926.

» Есть и индивидуальные тотемы. Например, кукла-охранительница для девочки или маленькое оружие для мальчика (у многих народностей). Вообще предметы, кото­рые «взглянули» на человека и «захотели» стать его тотемом.

12 К. Ясперс указывал на то, что техника является «самостоятельной силой, увле­кающей все за собой», в результате чего общество «превращается в единую большую машину». (См.: Vom Vrsprung und Zied der Geschichte. — Munch., 1949. — S 158-159 )

«Гегель Г. Соч.: В 14т.-М., 1956.-Т. 3.-С. 265.

1 4 Мы не будем здесь говорить о технической стороне дела, когда происходит уничтожение вещи, сооружений по причинам «старения», «неспособности оператора», «аварии» и др.

15 Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. -М., 1956. -С. 554. «Потебня А. А. Мысль и язык. — Киев, 1993.-С. 7.

17 Реальность языка столь многообразна, что является предметом изучения многих наук: лингвистики, логики, психолингвистики, этнолингвистики, культурологии, лите­ратуроведения, социологии, семиотики и др.

18 Павлов И. П. Полное собрание сочинений: В 13т.-М.;Л., 1951.-Т. IV.

19 Мамардашвили М. Как я понимаю философию. — М., 1990.-С. 163-164. ^Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. -М., 1994.-С. 9. 21 Термин «автономные знаки» используется еще в одном значении- как специфи­чески детская продукция изобразительной деятельности, когда дети создают узнавае­мые Друг другом образы, которые не практикуются в конвенциональном изобрази­тельном опыте творчества взрослых художников. (См.: Мухина В. С. Изобразитель­ная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. — М., 1981.)

11 Бахтин М. М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессан­са. — М., 1990.-С.80.

23 См.: Русские заветные сказки. Собрано А. Н. Афанасьевым. — М., 1992.

24 Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Сочинения. — М., 1953. -Т.5.- С. 708-709.

25 Мухина В. С., Хвостов К. А. Как обрести врага. — М., 1994.

26 Большая Советская Энциклопедия. — 3-е. изд. — М., 1976. — Т. 2, 9, 23, 25.

27 См:. Пирожков В. Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная суб­культура). — Тверь, 1994.

28 Л отм ан Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). — СПб., 1994. — С. 6.

29 Там же.С. 7-8.

«Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М., 1960.-С.121.

32 Адаму же сказал: «. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишь­ся в Землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». (См.: Первая книга Моисея. Бытие. Библия. — М., 1990. — С. 7.)

33 Первая книга Моисея. Бытие. Библия. — М., 1990. — С. 6.

34 Кедров Б. М. Наука. Философская энциклопедия. — М., 1964. — С. 562.

35 См.: Вернадский В. И. Автотрофность человечества; Он же: Несколько слов о неосфере; Чуковский А. Л. Колыбель жизни и пульса Вселенной; Циолков­ский К.Э. Монизм Вселенной; Он же: Космическая философия. Антология философ­ской мысли. Русский космизм. — М., 1993.

36 См.: ГирусовЭ.М. Система «общество — природа» (проблемы социальной эко­логии). — М., 1976; Реймерс Н. Ф. Экология. — М., 1994 и др. «Ньюмен А. Легкие нашей планеты. — М., 1989.-С. 13. 38 Дерябо С. Д. Природный объект как «значимый другой». — Даугавпилс, 1995. «Потебня А. А. Из записок по теории словесности. — Харьков, 1905.-С. 101.

40 Леонтьев А. А. Психология общения. — Тарту, 1974. -С. 27.

41 Значение — понятие философии, логики, общей теории знаков и науки о языке. Трактовка значения связывается с пониманием познавательной роли языка. Значение в языкознании — смысловое содержание (смысл) слова естественного языка. (См.: Значе­ние // Философская энциклопедия. — М., 1962. — Т. 2. — С. 181-182; Смысл // Философ­ская энциклопедия. — М., 1970.-Т. 4.-С. 161-162.)

«Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.-С. 153.

45 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 23.-С. 191.

46 Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор//Соч. — М., 1953. -Т. 5.-С.223-224.

48 Кант И. Критика чистого разума. — М., 1994.-С. 346-347.

49 Геккель Э., Мюллер Ф. Основной биогенетический закон // Избр. работы. -М.;Л., 1940.-С. 169.

5 » Дарвин Ч. Сочинения.-М., 1939.-Т. 3.-С. 215.

51 См.: Энгельс Ф. Анти-Дюринг. — М., 1957. — С. 70; Сёлли Дж. Очерки по пси­хологии детства. 2-е изд. — М.; СПб., 1904; Болдуин Д. М. Духовное развитие детско­го индивидуума и человеческого рода. — М., 1911. — Т. 1-2; Клаперед Эд. Психоло­гия ребенка и экспериментальная педагогика.- СПб., 1911; Стерн В. Психология раннего детства. — Пг., 1915; Бюлер К. Духовное развитие ребенка. — М., 1924; Коф-фка К. Основы психического развития. — М.; Л., 1934.

52 Геккель Э. Мировые загадки. — М., 1935.-С. 137.

54 Бюлер К. Духовное развитие ребенка. — М., 1924.-С.71. «Коффка К. Основы психического развития.-М.; Л., 1934.-С.29.

56 Клаперед Эд Психология ребенка и экспериментальная педагогика — СПб 1911 -С 75

57 Холл С Исследование о страхе Собрание статей по педологии и педагогике -М,1912 -С 384-385

58 Фрейд 3 «Я» и «Оно» Труды разных лет — Кн 1 -Тбилиси 1991

59 Выготский Л С Развитие высших психических функций -М, 1960 — С 40

60 Леви-Брюль Л Сверхъестественное в первобытном мышлении — М , 1994 6 ‘Выготский Л С Развитие высших психических функций -М,1960 «Леви-Брюль Л Указ соч -С 9 «Выготский Л С Указ соч -С 44-45 64 Там же — С 47

«Леонтьев А Н Деятельность Сознание Личность -М, 1975 «Божович Л И Психологические закономерности формирования личности в он­тогенезе//Избранные психологические труды / Под ред Д И Фельдштейна -М 1995

67 Давыдов В В Личности надо «выделяться » // С чего начинается личность -М,1979 -С 110-111

68 Ильенков Э В Что же такое личность 9 // С чего начинается личность — М , 1979 -С 236-237

69 См Мухина В С Проблемы генезиса личности -М, 1985 — С 59 «См Там же -С 59-61

Деятельность животных на самой ранней, первой стадии развития психики характеризуется тем, что она отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству (или сово­купности отдельных свойств) в силу существенной связи дан­ного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуще­ствление основных биологических функций животных. Соот­ветственно отражение действительности, связанное с таким стро­ением деятельности, имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим свойствам (или совокупности свойств), фор­му элементарного ощущения. Эту стадию в развитии психики мы будем называть стадией элементарной сенсорной психики. Стадия элементарной сенсорной психики охватывает длинный ряд животных. Возможно, что элементарной чувствительнос­тью обладают некоторые высшие инфузории.

Еще гораздо более уверенно мы можем утверждать это в от­ношении таких животных, как некоторые черви, ракообразные, насекомые, и, разумеется, в отношении всех позвоночных жи­вотных.

Понятно, что материальную основу развития деятель­ности и чувствительности животных составляет развитие их анатомической организации. Тот общий путь изменений орга­низмов, с которыми связано развитие в переделах стадии эле­ментарной сенсорной психики, заключается, с одной стороны, в том, что органы чувствительности животных, стоящих на этой стадии развития, все более дифференцируются и их число уве­личивается; соответственно дифференцируются и их ощуще­ния. Например, у низших животных клеточки, возбудимые по отношению к свету, рассеяны по всей поверхности тела так, что эти животные могут обладать лишь весьма диффузной све­точувствительностью.

Затем впервые у червей светочувствительные клетки стяги­ваются к головному концу тела и, концентрируясь, приобрета­ют форму пластинок; эти органы дают возможность уже доста­точно точной ориентации в направлении к свету. Наконец, на еще более высокой ступени развития (моллюски) в результате выгибания этих пластинок возникает внутренняя сферическая светочувствительная полость, действующая как «камера-люцида», которая позволяет воспринимать движения предметов.

С другой стороны, развиваются и органы движения, орга­ны внешней деятельности животных. Их развитие происходит особенно заметно в связи с двумя следующими главными из­менениями: с одной стороны, в связи с переходом к жизни в условиях наземной среды, а с другой стороны, у гидробионтов (животных, живущих в водной среде) в связи с переходом к активному преследованию добычи.

Вместе с развитием органов чувствительности и органов дви­жения развивается также и орган связи и координации процес­сов — нервная система.

Первоначально нервная система представляет собой про­стую сеть, волокна которой, идущие в различных направлениях, соединяют заложенные на поверхности чувствительные клетки непосредственно с сократительной тканью животного. Этот тип нервной системы у современных видов не представлен. У ме­дуз нервная сеть, идущая от чувствительных клеток, связана с мышечной тканью уже через посредство двигательных нервных клеток.

По такой сетевидной нервной системе возбуждение пере­дается диффузно, образующие ее нервные волокна обладают двусторонней проводимостью, тормозные процессы, видимо, отсутствуют. Дальнейший шаг в развитии нервной системы вы­ражается в выделении нейронов, образующих центральные ган­глии (нервные узлы). По одной линии эволюции (у иглокожих животных) нервные ганглии образуют окологлоточное коль­цо с отходящими от него нервными стволами. Это уже такой нервный центр, который позволяет осуществляться относи­тельно очень сложно согласованными движениями, как, на­пример, движения открывания морскими звездами двуствор­чатых раковин. По двум другим большим линиям эволюции (от первичных червей к ракообразным и паукам, от первичных червей — к насекомым) происходит образование более массив­ного переднего (головного) ганглия, который подчиняет себе работу нижележащих нервных ганглиев.

Возникновение этого типа нервной системы обусловлено выделением наряду с другими органами чувств ведущего орга­на, который становится, таким образом, главным органом, опо­средствующим жизнедеятельность организма.

Эволюция такой узловой нервной системы идет в направ­лении все большей ее дифференциации, что связано с сегмен­тированием тела животного.

Изменение деятельности внутри этой стадии развития за­ключается во все большем ее усложнении, происходящем вме­сте с развитием органов восприятия, действия и нервной сис­темы животных. Однако как общий тип строения деятельнос­ти, так и общий тип отражения среды на всем протяжении этой стадии резко не меняются. Деятельность побуждается и регулируется отражением ряда отдельных свойств; восприятие действительности никогда, следовательно, не является восприяти­ем целостных вещей. При этом у более низкоорганизованных животных (например, у червей) деятельность побуждается все­гда воздействием одного какого-нибудь свойства, так что, например, характерной особенностью поисков пищи является у них то, что они всегда производятся, как указывает В. Вагнер, «при посредстве какого-либо одного органа чувств, без содей­ствия других органов чувств: осязания, реже обоняния и зре­ния, но всегда только одного из них»*.

Усложнение деятельности в пределах этого общего ее типа происходит в двух главных направлениях. Одно из них наибо­лее ярко выражено по линии эволюции, ведущей от червей к насекомым и паукообразным. Оно проявляется в том, что дея­тельность животных приобретает характер иногда весьма длин­ных цепей, состоящих из большого числа реакций, отвечающих на отдельные последовательные воздействия. Ярким примером такой деятельности может служить часто приводимое описание поведения личинки, называемой муравьиным львом.

Размещено на реф.рф
трудов, Т. III, с. 127).

В случае если такое широкое значение понятия ʼʼфункцияʼʼ относится к большому числу биологических приспособительных актов, то с большим основанием оно должно быть применено к сложным ʼʼпсихическим функциямʼʼ.

Как показали психофизиологические и психологические исследования, даже относительно простые ʼʼфункцииʼʼ, как произвольное движение, ходьба, попадание в цель, не говоря уже о таких функциях, как речь, письмо и счет, имеют сложнейшее строение, включая в свой состав значительное число составляющих звеньев.

Для того чтобы выполнить самое простое движение (к примеру, попасть кончиком пальца в точку или сделать удар молотком), крайне важно следующее:

‣‣‣ прежде всœего сохранить глубокую проприоцептивную чувствительность движущейся руки, сигнализирующей о ее положении в пространстве и о степени растяжений работающих мышц. Без такой постоянной сигнализации о положении движущейся конечности, обеспечивающей нужную коррекцию направления и силы импульсов, никакое организованное движение невозможно;

‣‣‣ четкое отражение тех внешних пространственных координат, в пределах которых выполняется движение; при отсутствии такого отражения пространства, в пределах которого выполняется движение, движение потеряет свою точность и станет невозможным;

‣‣‣ плавная смена его элементов; даже для того, чтобы сделать два шага, крайне важно сначала иннервировать одну систему мышц, а затем, переключив импульсы на другую систему мышц, денервировать первую и плавно перейти на следующее звено двигательного акта.

Все это показывает, что даже относительно простое произвольное движение является сложной функциональной системой, включающей в свой состав целый комплекс как чувствительных (афферентных), так и двигательных (эфферентных) импульсов.

Совершенно понятно, что такая сложная функциональная система не должна быть ʼʼлокализованаʼʼ в одной ограниченной группе клеток коры головного мозга, а должна выполняться целым комплексом совместно работающих зон.

Еще более сложное строение имеют сформированные в процессе общественной истории виды психической деятельности: речь, письмо, чтение или счет.

Остановимся для примера на анализе того, как построен акт письма, и покажем, какие сложные звенья входят в эту функциональную систему.

Для того чтобы написать слово, мы прежде всœего должны выделить входящие в его состав звуки, иначе говоря, произвести его акустический анализ, разложив непрерывный звуковой поток на составляющие звуковые единицы языка – фонемы (которые в каждом языке могут носить различный характер). Нередко выделœение этих единиц звуковой речи (фонем) происходит не только ʼʼна слухʼʼ, но и при ближайшем участии артикуляции, с помощью которой мы как бы ʼʼпрощупываемʼʼ звуки и отличаем одни звуки от близких к ним других. Лишь после такой предварительной работы звуковой состав слова становится выделœенным, и слово готово для записи. Здесь процесс письма переходит в следующую фазу: звуковые элементы (фонемы) должны быть перекодированы в зрительно-двигательные элементы письма (графемы). Для выполнения действия крайне важно как иметь зрительно-двигательную схему графем или букв, так и сохранить их правильное расположение в пространстве. При этом на этом процесс письма не заканчивается. Письмо представляет собой сложную программу движений, в которых одно звено должно плавно переключаться на последующее. Выполнение этого условия требует включения совсœем иных аппаратов, при исключении которых плавное письмо становится невозможным. Наконец, процесс письма всœегда должен быть подчинœен общей задаче (написать фразу, письмо, изложить мысль и т. д.), и только при прочном сохранении этой соответствующей программы нужная задача должна быть выполнена.

Следует отметить, что в разных языках письмо может иметь неодинаковую структуру. Так, в случае если в подавляющем числе языков (индоевропейских, тюркских) письмо имеет только что описанное строение, то существуют языки (к примеру китайский), в которых письмо является процессом перевода единиц звуковой речи (фонем) в соответствующие буквы (графемы), но в которых пишущий непосредственно изображает понятия определœенными условными знаками (иероглифами). Естественно, что для такого письма первая фаза (звуковой анализ слова) оказывается ненужной, а сам процесс письма приобретает совсœем другой характер.

Сказанное достаточно убедительно показывает, что сама мысль о том, чтобы столь сложный процесс был ʼʼлокализованʼʼ в определœенном узко ограниченном участке мозга и выполнялся сравнительно незначительной группой клеток, должна быть отброшена. По этой причине задача ʼʼлокализацииʼʼ психологических функций в ограниченных участках мозга должна быть заменена другой задачей – анализом той системы совместно работающих мозговых зон, которые осуществляют данную функциональную систему, иначе говоря, анализом того, как данная функциональная система размещена по аппаратам коры головного мозга по соответствующим мозговым структурам.

Только что сформулированный подход делает понятным и тот факт, что поражение определœенного ограниченного участка мозга может привести к распаду целой функциональной системы, и при каждом ограниченном поражении мозга неизбежно будет страдать не одна ʼʼфункцияʼʼ, но всœе функциональные системы, в осуществлении которых принимает участие данный пострадавший участок мозга. Становится понятным, что одно и то же поражение мозга может вызвать нарушение самых различных функциональных систем (если только в них входит известное общее звено или общий ʼʼфакторʼʼ, работа которого непосредственно связана с пораженным участком), и что одна и та же функциональная система (к примеру, акт письма или чтения) может пострадать при поражении различных участков мозга, которые обеспечивают те или иные звенья, входящие в состав данной функции.

Так, в случае если произвольное движение включает в свой состав чувствительные (кинœестетические), зрительно-пространственные элементы, создающие ʼʼафферентнуюʼʼ основу движения и собственно эфферентные импульсы, то совершенно естественно, что оно может пострадать как при поражении чувствительных и зрительно-пространственных, так и при поражении собственно двигательных отделов коры.

В случае если процесс письма включает в свой состав слуховой, кинœестетический (артикулярный) анализ структуры буквы, осуществление соответствующей двигательной программы, естественно, будет нарушаться как при поражении слуховых, кинœестетических или зрительных, так и при поражении двигательных отделов мозга, причем каждый раз он будет нарушаться по-разному.

ВОПРОС

Вопрос 21. Леонтьев А.М Проблема развития психики — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Вопрос 21. Леонтьев А.М Проблема развития психики» 2014, 2015.


Статьи по теме