Перейти к содержанию

Кравченко А и История Менеджмента скачать

Кравченко А и История Менеджмента скачать.rar
Закачек 3839
Средняя скорость 2640 Kb/s
Скачать

5-е изд. — М.: Академ. Проект: Трикста, 2005. — 560 с.

В книге рассматривается история мировой науки управления с древнейших времен до наших дней. Автор освещает проблемы античного менеджмента, управленческих революций, концепцию лидерства Маккиавелли, классическую школу управления и в связи с ней — взгляды Фредерика Тейлора, Макса Вебера, Анри Файола, а также воззрения представителей школы «человеческих отношений», в том числе теории мотиваций и (или) руководство Элтона Мейо, Фредерика Херцберга, Дугласа МакГрегора и др.

Проблемы мотивации поведения предпринимателей, стратегический менеджмент, управление качеством и другие концепции современного менеджмента.

Книга адресована студентам экономических и социологических специальностей, преподавателям и аспирантам, а также всем, кто интересуется проблемами управления.

Формат: pdf / zip (5-е изд., 2005)

Формат: doc / zip (1-е изд., 2000)

Скачать / Download файл

Содержание ( по изд. 2000г.)
От автора 2
Глава 1 ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА «МЕНЕДЖМЕНТ» 5
Античный демагог 5
Деспотия — неограниченная власть 5
Своекорыстный искатель популярности 5
Педагог и наставник 5
Предприниматель и менеджер 6
Искусство выездки 6
Мотивация добровольного подчинения 7
Невидимые факторы успеха 7
Менеджер — наемный работник 7
Мальчик на побегушках? 7
Вопросы к главе 8
Глава 2 УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ 8
Первая управленческая революция 8
Деловые отношения и письменность 8
Вторая управленческая революция 9
Третья управленческая революция 9
Четвертая управленческая революция 9
Профессионализация менеджера 10
Специализация менеджера 10
Корпоративный менеджмент 10
Пятая управленческая революция 11
Вытеснение капиталиста 11
Зарождение теории менеджерской революции 11
Усиление и господство бюрократии 12
Менеджеры как социальный класс 12
Отделение собственности от контроля 12
Менеджмент-бум 13
Грядет ди новая управленческая революция? 13
Управленческие революции в России 14
Вопросы к главе 15
Конкретный пример 1. Свод законов Хаммурапи 15
Вопросы к примеру 16
Конкретный пример 2. Школа чиновников в Древнем Египте 16
Вопросы к примеру 17
Глава 3 АНТИЧНОСТЬ: ЗАРОЖДЕНИЕ ЦИВИЛИЗОВАННОГО МЕНЕДЖМЕНТА 17
Кибернетика — искусство управления 17
Ойкономия — управление хозяйством 18
Самый рентабельный бизнес 18
Прекраснее и рациональное 19
Цивилизация венчурных фирм 19
Философы — предприниматели 20
Цивилизация культурного рынка 20
Партисипативный менеджмент древних греков 21
Вопросы к главе 21
Глава 4 МАКИАВЕЛЛИ: ТЕХНОЛОГИЯ ВЛАСТИ И ДИДЕРСТНА 21
Провозвестник европейского менеджмента 21
Историческое лицо эпохи 22
Страсть к приобретеним и страх потерять 22
Победителей не судят 22
Воля к власти 23
Свобода — всего лишь желание не быть угнетенным 23
Толпа идет за видимостью успеха 24
Страх и любовь 24
Честный ошибается чаще 24
Руководитель не должен быть щедрым 25
Полезнее держать в страхе 25
Быть щедрым — значит быть зависимым 25
Вознаграждай постепенно, наказывай сразу 25
Качества льва и свойства лисицы 26
Зависть порождает врагов, напористость — сторонников 26
Личности и безликости 26
Принцип относительности 27
Относительность н принцип разграничения 27
Кругооборот форм управления 27
Принцип принятия решений 28
Значение идей Макиавелли 28
Вопросы к главе 28
Глава 5 Основоположники «НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА» 28
Развитие теоретических воззрений 29
Социально-экономические предпосылки 29
Манчестер — центр менеджмента 29
Плеяда великих англичан 30
Эксперимент Болтина и Уатта 30
Р.Оуэн — прагматик и утопист 31
Эксперимент в Нью-Ленарке 31
Крах Оуэна-социалиста 31
Причины взлета и падения 31
Значение идей Р.Оуэна 32
Подготовительный этап 33
Последователи «ранних менеджеров» 33
Вопросы к главе 33
Глава 6 «НАУЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ» 34
Центр менеджмента перемещается в Америку 34
Старая фабричная система 34
Филадельфия — новый центр менеджмента 35
Общество инженеров-механиков 36
Биография Ф.Тейлора 36
Лидеры движения «научный менеджмент» 36
Ф.Джилбретт 37
Вопросы к главе 38
Конкретный пример. Правила экономии движений 38
Вопросы к примеру 38
Глава 7 Классическая геометрия труда 38
Законы и принципы научной организации труда 39
Дифференциальная система оплаты 41
Обогащение или упрощение труда? 42
Хронометраж и распределение работ 43
Вопросы к главе 43
Глава 8 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ 44
Программа «достигающего рабочего» 44
Образец — школьный класс 45
Создать гарантии только для лучших 45
Работа должна бросать вызов 46
Мотивация, оценка и продвижение 46
Программа «достигающего руководителя» 47
Функциональное администрирование 47
Социальный мониторинг 48
Процесс межличностной коммуникации 48
Стиль руководства 49
Дисциплинарная система 49
Вопросы к главе 49
Конкретный пример. Внедрение тейлоризма в Венгрии 50
Вопросы к примеру 50
Глава 9 РЕСТРИКЦИОНИЗМ И «РАБОТА С ПРОХЛАДЦЕЙ» 51
«Работа с прохладцей» 51
Кому выгоден «середняк»? 52
Рестикционизм на «Айвазе» 54
Культурные особенности 56
Исследования А. Ф. Журавского 57
«Работа с прохладцей» сегодня 57
Вопросы к главе 58
Глава 10 ФИЛОСОФИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 58
Биография Г.Эмерсона 59
Системы Тейлора и Эмерсона 59
Всемирная история с позиций менеджмента 59
Уроки военного предпринимательства 60
Уроки японского бизнеса 61
Два типа организации 61
Пирамида беспорядка 61
Мания тоннажа 62
Работа производительная и напряженная 62
Вид на управленческую пирамиду снизу 63
Управление от достигнутого 63
Дисциплина ответственности 64
Значение идей Г. Эмерсона 64
Вопросы к главе 64
Глава 11 СОЦИОЛОГИЯ БЮРОКРАТИИ 64
Проблема национального своеобразия 65
Историческая миссия рационализации 65
Отчуждение и участие в управлении 66
Легальный тип господства 67
Сущность бюрократии 67
Исторические типы бюрократии 67
Достижение объективности через формализацию 68
Статус наемного работника 69
Бюрократия как идеальный тип 69
Бюрократия и социализм 69
Вопросы к главе 69
Конкретный пример 1. Египетская бюрократия 70
Вопросы к примеру 71
Конкретный пример 2. Инструкция визиря Рехмира 71
Вопросы к примеру 71
Глава 12 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ТЕОРИЯ 71
Личность А.Файоля 72
Управление как администрирование 72
Тейлор и Файоль 72
Функция управления 73
Принципы управления 74
Вопросы к главе 75
Глава 13 КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА МЕНЕДЖМЕНТА 75
Достижения и значение «классиков» 75
Структура классической шкоды 75
Формальная логика Муни и Рейли 76
Лидерство и скалярный принцип 77
Эстафету принимают англичане 78
«Синтетический подход» Урвика и Гьюлика 78
Методология классической школы 80
Основы классической парадигмы организации 80
Вопросы к главе 82
Глава 14 ЗАРОЖДЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ И ЕГО РАЗВИТИЕ В СССР 82
Дореволюционный период 82
Постреволюционный период 84
Тектология А.Богданова 86
Язык науки — язык эпохи 87
«Индустриальная утопия» О.Ерманского 87
На стыке разных методологий 88
Концепция НОТ А.Ф.Журавского 89
Вопросы к главе 89
Глава 15 КУЛЬТУРА ТРУДА И УПРАВЛЕНИЯ А. ГАСТЕВА 89
Жизнедеятельность А. Гастева 90
Концепция культурных установок 90
Трудовое обучение 91
Культура труда 91
Вопросы к главе 92
Конкретный пример. Памятка-правила 92
Вопросы к примеру 93
Глава 16 РАЗРАБОТКИ ХАРЬКОВСКОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОТЕХНИКА 93
«Теория распоряжений» 94
Вопросы дисциплины 94
Конретный пример. Ситуационный подход Ф.Дунаевского 95
Развитие психотехники 95
Психотехника на предприятии 96
Предпосылки институциализации 97
Вопросы к главе и примеру 97
Глава 17 СОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ И ПРАКТИКА НОНОВЕДЕНИЙ 97
Практика А. Гастева 97
Конструктивизм Н.Витке 99
Методология Ф.Дунаевского 101
Практика внедрения: сравнение систем 103
Вопросы к главе 105
Глава 18 ХОТОРНСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ 105
Хоторнские эксперименты: первый этап 106
Хоторнские эксперименты: второй этап 106
Хоторнские эксперименты: третий этап 107
«Хоторнский эффект» 108
Пересмотр хоторнского открытия 108
Вопросы к главе 110
Конкретный пример. Эксперимент на предприятии «Вольво» 110
Вопросы к примеру 111
Глава 19 ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ 112
Зарождение новых подходов 112
Структура теории потребностей Д.Маслоу 112
Динамика потребностей 113
Потребности на рабочем месте 114
Глава 20 ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ ХЕРЦБЕРГА М МАКГРЕГОРА 115
Двухфакторная теория Ф.Херцберга 115
Применение твории Херцберга 117
Теория стилей руководства Д.Макгрегора 118
Диагностика и внедрение 119
Взаимосвязь теорий 120
Конкретный пример. Макгрегор Д. Человеческий аспект предприятия 120
Вопросы к главе и примеру 122
Глава 21 МОТИВАЦИЯ МЕНЕДЖЕРОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ 122
Инстинктивная теория мотивации У.Джемса 122
Теория ожиданий и ценностей 123
Мотивация достижения Д.Макклелланда 123
«Формула успеха» Дж.Аткинсона 124
Мотивация и вероятность успеха 124
Атрибутивная теория мотивации 125
Шкала «интернальности — экстернальности» 125
Власть и лидерство 125
Склонность к риску 126
Когнитивная теория и эвристика мышления 127
Социальный контекст предпринимательства 127
Вопросы к главе 128
Глава 22 ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ 128
Что такое социальная организация 129
Переменные организационного поведения 129
Виды власти в организации 130
Ценностный барьер 130
Шкала Танненбаума и Шмидта 130
Модель Дж.Хоманса 131
Теория незрелости К.Арджириса 131
Теория стилей Р.Лайкерта 131
«Стимулирующий» и «предупредительный» стили 132
Модель Блейка и Моутона 132
Концепция страха и любви А.Этциони 133
Модель успешного руководителя Б.Басса 133
Модель эффективной организации Р.Лайкерта 134
Выбор стиля 135
Стратегия организационного изменения 136
Вопросы к главе 136
Глава 23 Современный менеджмент 137
Стратегическое планирование 137
Маркетинг 138
Управление качеством 138
Логистика 139
Управление проектом и управление затратами 140
Новые области менеджмента 140
Управление персоналом и требования к менеджеру 141
Вопросы к главе 141
ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ 141
Упражнения 141
Задачи 144
Ответы к упражнениям 144
Ответы на задачи. 145
ЛИТЕРАТУРА 145
Содержание 148

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

© Кравченко А. И., 2000

© Академический Проект, ориги­нал-макет, оформление, 2000

Еще недавно понятия «менеджмент» и «менеджер» зву­чали непривычно. Сегодня в стране возникли сотни курсов, семинаров, школ бизнеса и менеджмента. Некоторые опира­ются на солидный зарубежный опыт и привлекают иностран­ных консультантов. Но желающих приобщиться к основам современного менеджмента гораздо больше — спрос явно пре­вышает предложение.

И тогда остается единственный путь — самообразова­ние. Но и он мало кому доступен, особенно на периферии. В стране не хватает литературы. Предлагаемая книга призва­на в какой-то мере помочь изучающим социологию менеджмен­та. Конечно, она не охватывает всех проблем. В поле зрения автора попали, прежде всего, исторические аспекты, а из совре­менности — те методы и концепции, которые связаны с уп­равлением персоналом. Но это — сердцевина менеджмента.

Personnel Management включает социологические и со­циально-психологические концепции, принципы и конкретные методы эффективного управления персоналом. Изложение учебного курса обычно начинается с краткой истории пред­мета исследования, классификации основных школ и направ­лений, а завершается технологией «человеческих отноше­ний». Кроме того, в содержание цикла обучения включаются такие вопросы, как структура организации, динамика взаи­моотношений между руководителем и подчиненными, мо­тивация и стимулирование труда, модели организационного поведения людей, лидерство и стиль руководства, межлично­стные отношения в малой рабочей группе, разрешение кон­фликтов, прикладные программы повышенияпроизводительности, управления по целям, обогащения труда, партисипативного менеджмента и некоторые другие темы. Литера­тура по социологии управления в США, Японии и Западной Европе, учитывая научные монографии, статьи в десятках журналов, газетах и других периодических изданиях, а так­же учебники, пособия, методики, насчитывает сотнитысячназваний. В этой области мы неизмеримо отстаем от циви­лизованных стран.

Причин тому много. В 20-е годы у нас наблюдался расцвет исследований в области организации труда и управления. Се­годня мы с ностальгией вспоминаем имена крупнейших пред­ставителей отечественной науки — А.Гастева, П.Керженце­ва, С.Струмилина, Н.Кондратьева, Ф.Дунаевского, Н.Витке, которые достигли значительных успехов. В области НОТ тог­да действовало более десяти научно-исследовательских ин­ститутов во главе со знаменитым ЦИТом. На предприятиях существовали десятки, если не сотни, психотехнических и социоинженерных лабораторий — предшественников совре­менных служб социального развития.

В те годымыне стеснялись учиться у капиталистов. В издававшемся Центральным институтом труда журнале «Организация труда» существовала специальная рубрика «За рубежом». Здесь помещались сообщения о всех сколько-нибудь примечательных конференциях по менеджменту, промыш­ленной гигиене, теории и практике администрирования. Све­жие новости поступали из Брюсселя, Парижа, Нью-Йорка, Лондона, Берлина. Редакция журнала, а в нее входили и зару­бежные ученые, не только держала читателей в курсе меж­дународной жизни, но и давала анализ передовых методик и программ управления, созданных за рубежом. Кроме цитовс-кого журнала зарубежная информация поступала и по дру­гим каналам. В стране переводилось тогда до 70 % зарубеж­ных монографий.

По отношению к отечественной науке управления слово «менеджмент» не применялось. В 20-е годы предпочитали го­ворить о «научной организации труда». Но многие приклад­ные исследования, социоинженерные проекты, методики профессионального обучения, психологические тесты, экспери­менты в области психологии труда и межличностных отно­шений, вне всякого сомнения, можно отнести к социологии менеджмента. Они получили признание за рубежом. Отдель­ные цитовские программы считались приоритетными, не зна­ющими аналогов в мировой практике. У А.Гастева и его коллег учились даже зарубежные специалисты.

Вслед за кратковременным всплеском наступил глубокий период застоя. С конца 20-х до конца 50-х годов в стране не было разработано практически ничего существенного, что могло бы обогатить отечественный или зарубежный опыт управления. Именно в эти три десятилетия за рубежом, преж­де всего в США, отмечается фундаментальный сдвиг в облас­ти науки управления. Знаменитые Хоторнские эксперименты (1927—1932), заложившие основания современной индустриаль­ной социологии и психологии, происходили в тот период, когда в нашей стране постепенно начиналось свертывание научных исследований. В период с 30-х по 60-е годы в США созданы те­ории управления, которые и по сей день считаются класси­ческими. Напротив, в СССР не произошло никакого накопления научных фактов, а то, что было создано раньше, безвозвратно потеряно. В тот момент менеджмент практи­чески исчез из поля зрения советских ученых и хозяйственных руководителей.

Начиная с 60-х годов наблюдается некоторое оживление по отношению к зарубежному опыту. Появляются первые кни­ги и переводы. В 1970г. переведен сокращенный вариант шес­титомного «Курса для высшего управленческого персонала», изданного в США в 1964 г. Пожалуй, впервые менеджмент пред­стал во всем своем объеме и сложности. Мы смогли узнать не только о подготовке управленческих кадров за рубежом, структуре и методах управления, организации сбыта, юри­дических вопросах бизнеса и руководстве финансами, но и о том, что можно было бы назвать социологией бизнеса. В осо­бой главе — «Советы управляющему» — приводились тради­ционные для сферы «человеческих отношений» типы делеги­рования полномочий,методыведения беседы и разрешения конфликтов, правила межличностных отношений.

«Эпоха оттепели» вселила надежду и оптимизм. Думалось, что теперь-то отечественная социологическая и экономичес­кая мысль сможет вести открытый диалог с зарубежной нау­кой, приобщаясь к ее лучшим достижениям. Однако идеологичес­кие ограничения проникли и в эту, казалось бы, весьма далекую от политики сферу. Видный советский специалист по органи­зации и управлению В.Афанасьев вспоминал: «В 1967 году напи­сал книгу «Об интенсификации развития социалистического общества». Ее не хотели издавать все из-за той же тейлоровской«буржуазной» идеи «выжимания пота». И само понятие «управление» вызвало волну протестов. Какое там управление! Есть у нас политика партии, научное политическое руковод­ство, а управление, менеджеризм — западное, «буржуазное» изобретение» (Правда. 1989.8 сентября).

В третьем томе«Философской энциклопедии», изданном в 1964 г., нет статьи о менеджменте, но зато есть о менеджеризме. В ней разъясняется, что менеджеризм является апо­логией капиталистического способа производства. Удиви­тельно, но и через 25 лет в «Кратком словаре по социологии», изданном уже в 1989 г., о менеджеризме говорится, что эта буржуазная управленческая доктрина имеет явно выражен­ную апологетическую окраску, игнорирует антагонистичес­кие противоречия и неадекватно отражает реальность.

Именно в 60-е годы сформировался своеобразный подход, который вплоть до середины 80-х годов определял официаль­ное отношение к зарубежной науке управления. Его суть со­стоит в следующем: из всего богатства капиталистического опыта для практики социалистического строительства мож­но брать только конкретно-практические методы руковод­ства, а теоретическое содержание, обозначаемое как идеоло­гия менеджеризма, надо отбросить.

Компромиссная формула, разорвавшая две органические составные части менеджмента — его теорию и практику, была, конечно, данью времени. В условиях господства идеоло­гических запретов иной подход, видимо, был немыслим. В прин­ципе, такая формула, взятая на вооружение в качестве мето­дологического руководства, ненаучна. Она превращает в абстрактную схему то, что создавалось десятилетиями как единый творческий процесс.

Но у нее были позитивные стороны. Благодаря ей мож­но было, не боясь обвинений в протаскивании чуждой нам идеологии, писать о конкретных исследованиях в области организации труда и подготовки управленческого персона­ла. Постепенно термин «менеджеризм» уступил место по­нятию «менеджмент». Сегодня это реальность, о которой говорят вслух и всерьез. Вместе со словами «рынок», «конъ­юнктура», «реклама» приходят и другие — «бизнес», «пред­принимательство». Они неразрывно связаны с понятием «ме­неджмент», отражающим специфическую реальность. Постепенно мы начинаем осознавать, что западный менедж­мент — прежде всего особая субкультура со своими ценнос­тями, нормами и законами, а не просто совокупность тех­нических процедур и методов.

Использование западной технологии без анализа филосо­фии менеджмента — путь, ведущий в никуда. Освоение ме­тодических приемов должно сопровождаться анализом фун­даментальных путей, на которых эти приемы создавались. Передовые технологии, разработанные за рубежом, будут совсем иначе выглядеть в нашей среде. Механическое заим­ствование лишь углубляет пропасть, отделяющую нас от За­пада. Вряд ли мы когда-либо разгадаем феномен успеха менед­жмента, если будем подходить к нему только как к технике управления. Менеджмент — прежде всего философия и куль­тура управления. Японский сталь управления технически ни­чего нового из себя не представляет. Его загадка — в культур­ном коде, новом типе поведения и отношений между людьми.

Социальная и экономическая реальность, с которой по­вседневно приходится сталкиваться нынешнему управленцу, имеет одно неприятное свойство. Она изменяется быстрее, чем меняются наши представления о ней. Не успеваешь огля­нуться, как жизненный опыт, накопленный за долгие годы, и устоявшиеся знания, почерпнутые из книг, уже не помогают, а мешают принять единственно верное решение. Забастов­ки и трудовые конфликты, сделавшиеся в наше дни массовым явлением, со всей очевидностью высветили тот факт, что многие хозяйственники не знают механизма человеческих отношений и мотивов поведения рабочих.

Еще сложнее обстоит дело, когда наши хозяйственники выходят на международную арену и вступают в деловые кон­такты с зарубежными партнерами. Незнание рыночных за­конов и коммерческой рекламы, конечно же, затрудняет об­щение. Но самое главное в том, что наши управленцы и их зарубежные визави говорят, если так можно выразиться, на разных концептуальных языках. За спиной у первых отрывоч­ные сведения, почерпнутые из курса исторического материа­лизма, а у вторых — фундаментальные знания основ социоло­гии управления, современных концепций мотивации и нововведения, практические курсы в области деловых игр, со­циальной технологии, прикладных исследований.

Диалог культур и приобщение к общечеловеческим ценнос­тям, о чем мы очень много говорим сегодня, не должны ограни­чиваться сферой гуманитарных мероприятий и философских симпозиумов. Нужныконкретные, ощутимые шаги в областиделового взаимопонимания, человеческих контактов. Такие зна­ния и практические навыки призван дать именно менеджмент. По своей природе он интернационален: Ф. Тейлор, П.Друкер или А.Гастев в равной мере признаются классиками социологии организации труда и управления, творцами нового подхода к пониманию человеческого фактора во всех странах.

Книга задумана таким образом, чтобы постепенно сфор­мировать у читателя целостное знание о науке и практике социального управления, т. е. о социологии менеджмента. Пос­ле каждой главы даются вопросы, углубляющие понимание материала; некоторые из них сопровождаются конкретны­ми примерами. В конце книги приводятся задачи и упражне­ниям всему пройденному материалу. С их помощью преподаватель сможет контролировать качество знаний учащихся. Упражнения можно разбить на группы, по пять в каждой се­рии. Таким способом вы получите мшротест. Пять упражне­ний — пять баллов. От количества выполненных упражнений зависит оценка учащегося. Очень просто и очень эффектив­но. Если не верите — проверьте сами. В конце книги приведе­ны ответы.

В книге рассматривается история мировой науки управления с древнейших времен до наших дней. Автор освещает проблемы античного менеджмента, управленческих революций, концепцию лидерства Маккиавелли, классическую школу управления и в связи с ней — взгляды Фредерика Тейлора, Макса Вебера, Анри Файола, а также воззрения представителей школы «человеческих отношений», в том числе теории мотиваций и (или) руководство Элтона Мейо, Фредерика Херцберга, Дугласа МакГрегора и др.
Проблемы мотивации поведения предпринимателей, стратегический менеджмент, управление качеством и другие концепции современного менеджмента.
Книга адресована студентам экономических и социологических специальностей, преподавателям и аспирантам, а также всем, кто интересуется проблемами управления.

Автор: Кравченко А.И.

Год издания: 2005

Формат: PDF

Размер файла: 8,3 Мб

Если хотите пожаловаться на книгу, то оставьте сообщение в форме обратной связи

Книги (учебники) Рефераты ЕГЭ и ОГЭ тесты онлайн Игры, головоломки Построение графиков функций Орфографический словарь русского языка Словарь молодежного слэнга Каталог школ России Каталог ССУЗов России Каталог ВУЗов России Список задач Нахождение НОД и НОК Упрощение многочлена (умножение многочленов) Деление многочлена на многочлен столбиком Вычисление числовых дробей Решение задач на проценты Комплексные числа: сумма, разность, произведение и частное Системы 2-х линейных уравнений с двумя переменными Решение квадратного уравнения Выделение квадрата двучлена и разложение на множители квадратного трехчлена Решение неравенств Решение систем неравенств Построение графика квадратичной функции Построение графика дробно-линейной функции Решение арифметической и геометрической прогрессий Решение тригонометрических, показательных, логарифмических уравнений Вычисление пределов, производной, касательной Интеграл, первообразная Решение треугольников Вычисления действий с векторами Вычисления действий с прямыми и плоскостями Площадь геометрических фигур Периметр геометрических фигур Объем геометрических тел Площадь поверхности геометрических тел
Конструктор дорожных ситуаций
Погода — новости — гороскопы


Статьи по теме