Перейти к содержанию

Конспекты Уроков по Математике 1 Класс Дорофеева

Конспекты Уроков по Математике 1 Класс Дорофеева.rar
Закачек 1225
Средняя скорость 9824 Kb/s
Скачать

Тема; «Сложение и вычитание числа 4»

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе ( Автор Г.В Дорофеев)

Тип(вид урока): урок введения нового знания.

Тема: «Сложение и вычитание числа 4».

Цель: создать условия для открытия способа сложения и вычитания числа 4.

Методы обучения: проблемно-диалогическое и личностно ориентированная технология обучения.

— Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

— Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

— Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.

— Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

— Понимать смысл сложения и вычитания числа 4.

-Уметь выполнять сложение и вычитания числа 4.

  1. Мотивация учебной деятельности

Громко прозвенел звонок

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Ни минуты не теряем.

Девиз нашего урока: « Знаешь — говори, не знаешь — слушай!»

— Значит, чему будет посвящен наш урок? (Что я не знаю?) Какие шаги мы делаем при открытии нового знания?

— Сегодня мне бы хотелось увидеть, как вы сами умеете добывать знания! А чтобы урок был удачным – мы будем внимательны, активны и точны! Пожелаем друг другу успеха! Начинаем работать, а свою работу оценить нам поможет наша классная комната. За окном зима, а значит скоро Новый Год. А знаете ли вы, что 300 лет тому назад царь Петр I издал указ, в котором велел наряжать под Новый Год елки и комнаты, где он жил. А так как игрушек не было, то люди украшали елку бусами, комнаты колокольчиками, кулончиками и всякими изысками. А мы будем украшать наш класс новогодними игрушками, но игрушки не обычные: желтый цвет – за хорошо выполненное задание, синий – за задание выполненное с ошибками, красный – за неудачно выполненное задание ( а у вас кружки с такими цветами).

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

— Работу начнем с устного счета. Вспомним состав числа 4 ( Состав числа 4, решение примеров).

— Оцените свою работу на устном счете ( Учитель вывешивает на доску игрушку того цвета больше которых показали дети).

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке,

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим

На лужайку прибежим,

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп! Немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

4. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (продолжение)

Внимание! Перед вами примеры

— Найдите значения выражений в первом столбике ( 8+1, так как остальные выражения на сложение и вычитание числа 2) .

— В первом столбике найдите «лишнее» выражение.

— Что значит прибавить 1? ( Назвать предыдущее число).

— Что значит вычесть 1?

— Чем похожи остальные выражения?

— Вспомните как можно прибавить число 2?

— Как можно вычесть число 2?

— Замечательно! Оцените свою работу на этом этапе урока. (Учитель вывешивает елочные игрушки в классе).

5. Выявление причины и места затруднения.

— Найдите значения выражений во втором столбике, комментируя способ решения.

— Что возникло ( Что я не знаю?)

— Какой шаг учебной деятельности делаем? ( Не знаем, как прибавить 4)

— Почему возникло затруднение? ( Сам найду способ1)

— Какой следующий шаг учебной деятельности? ( Узнать, как можно прибывать и вычесть 4)

— Чему же будем учиться на уроке? Какую цель поставим? (Сложение и вычитания числа 4)

6. Открытие нового знания.

— Подумайте в паре каким способом можно прибавить число . А поможет вам это сделать это открытие работа с прямоугольниками. Положите на стол 5 красных прямоугольников. Возьмите еще 4 синих прямоугольников. Поработайте в паре.

— Как по частям можно прибавить число 4? ( 5+2=7, а затем 7+2=9. Сначала 5+3=8, затем 8+1=9)

— Запишите этот способ в тетради. Сколько всего прибавили? Сколько получилось? ( К 5 сначала прибавим 1, получится 6, а к 6 прибавим 3, то получится 9)

— Молодцы! А теперь подумайте, как можно из 5 вычесть 4? Работа в парах, используя числовой ряд. ( Объясняют самостоятельно с опорой на числовой ряд приемы вычитания числа 4, делая в записи в тетрадях).

— Кто готов рассказать о свое открытии?

-Удивительно, вы так замечательно поработали.

-Оцените свою работу на этом этапе урока.

7. Применение новых знаний.

— Откройте рабочие тетради на с. 6, найдите №2.

— Умные насекомые: Пчела, Кузнечик, Жук и Стрекоза показывают свои способы прибавления и вычитания числа. Разгадаем их секрет. Поставьте пальчик на числовой отрезок.

Пчелы, на цифру 5. Как она считала? Сколько сего прибавили к 5? Сколько всего получилось?

(Аналогичная работа с отрезками Кузнечика, Жука, Стрекозы)

— Справа покажите как эти насекомые будут решать пример 7-4.

Оцените свою работу.

-Закройте рабочие тетради, Откройте учебники на с. 112 №1.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Серия «Перспектива» основана в 2006 году

М42 Математика. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. А. Медникова. — М. : Просвещение, 2015. — 256 с. — (Перспектива). — ISBN 978-5-09-030058-2.

Данное пособие разработано в помощь учителю, реализующему в своей практике требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, определённые ФГОС. В пособии представлены календарно-тематическое планирование и методические разработки уроков.

ISBN 978-5-09-030058-2 © Издательство «Просвещение», 2015 © Художественное оформление.

Издательство «Просвещение», 2015

Все права защищены

Данное методическое пособие состоит из трёх частей:

Календарно-тематическое планирование для 1 класса.

Методические разработки уроков. КИМы для текущей и итоговой диагностики образовательных результатов:

По итогам 1-й четверти.

По итогам 2-й четверти. 3) По итогам 3-й четверти. 4) По итогам 4-й четверти.

Исходя из авторской идеи курса, которую можно представить в виде тезиса «ОБУЧЕНИЕ НЕ ТОЛЬКО МАТЕМАТИКЕ, НО И МАТЕМАТИКОЙ», образовательные цели изучения математики в 1 классе начальной школы можно сформулировать следующим образом:

естественное введение детей в новую для них образовательную область «Математика» через освоение ими начальных математических знаний ; усвоение элементарных норм математической речи и овладение навыками учебной деятельности с данным предметным содержанием;

поддержание и развитие в единстве мотивационного, интеллектуального и рефлексивного компонентов готовности учащихся к продолжению математического образования и умения использовать математические знания в изучении других предметов, а также в повседневной жизни;

воспитание математически грамотного ученика, умеющего работать с информацией в простейших знаковосимволических формах: читать, писать, изображать

(кодировать) и понимать прочитанное (закодированное).

С точки зрения требований ФГОС развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Таким образом, перед учителем начальных классов выдвигается серьёзная задача: к окончанию 1 класса посредством математического содержания и деятельностной технологии сформировать у школьника следующие универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные и предметные.

положительно относиться к учёбе в школе, к предмету «Математика»; понимать значение математики в жизни человека;

осознавать суть новой социальной роли — роли ученика, отвечать на вопросы учителя, учебника, «Рабочей тетради»;

понимать, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого ученика;

уважать мнение другого человека (одноклассника), доброжелательно относиться к людям;

принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и «Рабочей тетради».

1 Т. Н. СИТНИКОВА ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО МАТЕМАТИКЕ К УМК Г.В. Дорофеева и др. («Перспектива») 1 класс МОСКВА «ВАКО» 2016

2 УДК ББК С41 С41 Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по математике. 1 класс. М.: ВАКО, с. (В помощь школьному учителю). ISBN В пособии представлены поурочные разработки по математике для 1 класса к УМК Г.В. Дорофеева и др. («Перспектива»). Предлагаемые сценарии уроков разработаны в соответствии с требованиями ФГОС и содержат все, что необходимо учителю для подготовки к урокам и их проведения. Адресовано учителям начальных классов, студентам педагогических вузов и колледжей. УДК ББК ISBN ООО «ВАКО», 2016

3 От автора Уважаемые коллеги! Издание представляет собой подробные поурочные планы по математике для 1 класса, составленные в соответствии с требованиями ФГОС. Пособие ориентировано, прежде всего, на учителей, работающих по УМК «Перспектива»: Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б. Математика. 1 класс: Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе: В 2 ч. М.: Просвещение. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б. Математика. 1 класс. Рабочая тетрадь: Учебное пособие для общеобразовательных организаций: В 2 ч. М.: Просвещение. Задача методического пособия состоит в том, чтобы максимально облегчить учителю как подготовку к уроку, так и работу на уроке. Включены уроки знакомства с новым материалом, закрепления, повторения и самоконтроля. Педагог может использовать предлагаемые сценарии уроков как полностью, так и частично, включая в собственный план урока их элементы. Начальный курс математики интегрированный, он содержит арифметический, алгебраический и геометрический материал, поэтому каждый урок построен так, чтобы максимально адекватно подать информацию такого объема и содержания. Уроки строятся на принципах деятельностного обучения и включают практическую работу, работу в группах и парах, самостоятельную работу с использованием различных форм проверки. С самого начала обучения используются приемы само- и взаимопроверки. Само- и взаимооценка могут осуществляться с помощью сигнальной ленты «Светофор», представляющей собой полосу

4 4 От автора бумаги, на которой, как на светофоре, есть три цвета: красный, желтый, зеленый. Если у детей нет вопросов по теме урока, путь открыт, они могут идти дальше и показывают зеленый сигнал, если дети сомневаются в своих знаниях, не могут с уверенностью сказать, что хорошо все поняли, если у них встречаются незначительные ошибки, они показывают желтый сигнал. Красный сигнал стоп. Он говорит о том, что материал не понят, идти дальше нельзя. Еще одна система само- и взаимооценивания знаки «!» (все выполнено верно), «+» (есть незначительные ошибки, неточности, но в целом верно), (много ошибок, материал не понят, нужна помощь). Планирование предусматривает достижение не только предметных результатов, но и личностных (рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, целостное восприятие окружающего мира) и метапредметных (овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения, использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов, использование различных способов поиска (справочные источники, открытое учебное информационное пространство Интернета) и передачи информации). Данное пособие полностью автономно, в принципе его одного достаточно для квалифицированной подготовки к уроку. В целях экономии времени при проверке знаний учащихся предлагаем дополнительно использовать следующие издания. Контрольно-измерительные материалы. Математика. 1 класс / Сост. Т.Н. Ситникова. М.: ВАКО, Ситникова Т.Н. Математика: рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. М.: ВАКО, Ситникова Т.Н. Самостоятельные и контрольные работы по математике. 1 класс. М.: ВАКО, Давыдкина Л.М., Мокрушина О.А. Математический тренажер: текстовые задачи. 1 класс. М.: ВАКО, Математические диктанты. 1 класс / Сост. М.Н. Алимпиева, Т.В. Векшина. М.: ВАКО, Сборник текстовых задач по математике. 1 класс / Сост. Т.Н. Максимова, О.А. Мокрушина. М.: ВАКО, Пособие полностью соответствует утвержденной государственной программе и учитывает потребность именно в практиче-

5 Тематическое планирование 5 ском руководстве по проведению уроков математики в начальной школе. Надеемся, что эта книга оправдает ваши ожидания и действительно поможет в педагогической деятельности. Тематическое планирование (4 часа в неделю, всего 132 часа) урока Тема урока Сравнение и счет предметов (12 ч) 1 Учебник математики. Какая бывает форма 2 Разговор о величине 3 Расположение предметов 4 Количественный счет предметов 5 Порядковый счет предметов 6 Чем похожи? Чем различаются? 7 Расположение предметов по размеру 8 Столько же. Больше. Меньше 9 Что сначала? Что потом? 10, 11 На сколько больше? На сколько меньше? 12 Повторение и самоконтроль Множества (9 ч) 13 Множество. Элемент множества 14, 15 Части множества 16, 17 Равные множества 18 Точки и линии 19, 20 Внутри. Вне. Между 21 Повторение и самоконтроль Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация (25 ч) 22 Число и цифра 1 23 Число и цифра 2 24 Прямая и ее обозначение 25 Рассказы по рисункам 26 Знаки «+»,, «=» 27 Отрезок и его обозначение 28 Число и цифра 3 29 Треугольник

6 6 Тематическое планирование урока Тема урока 30 Число и цифра 4 31 Четырехугольник. Прямоугольник 32 Сравнение чисел 33 Число и цифра 5 34 Число и цифра 6 35 Замкнутые и незамкнутые линии 36 Повторение и самоконтроль 37 Сложение 38 Вычитание 39 Число и цифра 7 40 Длина отрезка 41 Число и цифра Числа 8, 9, Повторение и самоконтроль Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание (58 ч) 47 Числовой отрезок 48 Прибавить и вычесть 1 49 Решение примеров + 1, 1 50 Примеры в несколько действий 51 Прибавить и вычесть 2 52 Решение примеров + 2, 2 53 Задача 54 Прибавить и вычесть 3 55 Решение примеров + 3, 3 56 Сантиметр 57 Прибавить и вычесть 4 58 Решение примеров + 4, 4 59 Столько же 60 Столько же и еще Столько же, но без Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц 64 Повторение и самоконтроль 65 Прибавить и вычесть Решение примеров + 5, 5 69, 70 Задачи на разностное сравнение 71,72 Масса

7 Тематическое планирование 7 урока Тема урока 73, 74 Сложение и вычитание отрезков Слагаемые. Сумма 78 Переместительное свойство сложения 79, 80 Решение задач 81 Прибавление 6, 7, 8 и 9 82 Решение примеров + 6, + 7, + 8, Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность 87 Повторение и самоконтроль 88, 89 Задачи с несколькими вопросами Задачи в два действия 93 Литр 94 Нахождение неизвестного слагаемого 95 Вычитание 6, 7, 8 и 9 96, 97 Решение примеров 6, 7, 8, Таблица сложения Повторение и самоконтроль Числа от 11 до 20. Нумерация (2 ч) 105 Образование чисел второго десятка 106 Двузначные числа от 10 до 20 Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание (26 ч) 107, 108 Сложение и вычитание вида , 12 10, , 110 Дециметр Сложение и вычитание без перехода через десяток 114, 115 Повторение и самоконтроль Сложение с переходом через десяток 123 Таблица сложения до , 125 Вычитание с переходом через десяток 126, 127 Вычитание двузначных чисел Повторение и самоконтроль 131, 132 Повторение

8 СРАВНЕНИЕ И СЧЕТ ПРЕДМЕТОВ Урок 1. Учебник математики. Какая бывает форма Цели: выявить роль математики в жизни людей; познакомить с учебником и правилами работы по нему; обобщить знания о форме как признаке различия и сходства предметов. Планируемые результаты: учащиеся научатся делать выводы о значении математических знаний в жизни; работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями; различать предметы по форме (круглая, прямоугольная, квадратная, треугольная, овальная); договариваться и приходить к общему решению. Ход урока I. Организационный момент (Проверка наличия учебных принадлежностей. На столах должны быть пенал с карандашами и фломастерами, учебник.) II. Работа по теме урока 1. Беседа Сегодня у нас первый урок математики. Как вы думаете, что мы будем делать на уроках математики? (Считать, решать задачи и т. д.) А зачем нужно все это уметь? (Ответы детей.) Послушайте стихотворение и скажите, людям каких профессий необходима математика. Чтоб водить корабли, Чтобы в небо взлететь, Надо многое знать, Надо много уметь. И при этом, и при этом, Вы заметьте-ка,

9 Урок 1. Учебник математики. Какая бывает форма 9 Очень важная наука Ма-те-ма-ти-ка! Почему корабли Не садятся на мель, А по курсу идут Сквозь туман и метель? Потому что, потому что, Вы заметьте-ка, Капитанам помогает Ма-те-ма-ти-ка! Чтоб врачом, моряком Или летчиком стать, Надо прежде всего Математику знать. И на свете нет профессии, Вы заметьте-ка, Где бы вам не пригодилась Ма-те-ма-ти-ка! О каких профессиях говорится в стихотворении? (Моряк, летчик, врач.) Какие еще профессии немыслимы без математики? (Строитель, продавец, бизнесмен, дизайнер и т. д.) Нужна ли математика певцу и артисту? (Математика нужна всем, так как мы покупаем товар, считаем время, чтобы не опоздать на поезд, считаем, сколько метров обоев нужно для ремонта, и т. д.) Какой вывод вы можете сделать после нашей беседы? (Знание математики необходимо и в повседневной жизни, и в работе.) В изучении математики нам поможет учебник «Математика». Как вы думаете, какую книгу называют учебником? (Книгу, по которой учатся какому-то предмету.) 2. Работа по учебнику Откройте учебник на с. 3. Послушайте обращение авторов учебника к вам, первоклассникам. (Текст читает учитель или подготовленный ученик.) Что вы узнали о науке математике? (Ответы детей.) Чтобы книга помогала учиться, нужно знать ее язык. На с. 2 даны условные обозначения, которые используются в учебнике. Посмотрите, какие это знаки и что они обозначают. (Ученики самостоятельно знакомятся с условными обозначениями.) Какие условные знаки нам встретятся в учебнике? (Ответы детей.)

10 10 Сравнение и счет предметов Почему авторы учебника придумали условные обозначения для заданий, а не пишут их словами? (Ответы детей.) Придумайте условное обозначение урока математики. Оно должно быть таким, чтобы, увидев его в расписании, вы поняли, что нужно готовиться к математике. (Ученики работают на листах формата А4.) Расскажите о своем условном обозначении. Почему вы выбрали именно эти символы? (Защита проектов.) Какое условное обозначение урока математики вам понравилось больше? Почему? (Выставка работ.) III. Физкультминутка Раз подняться, потянуться, Два нагнуться, разогнуться, Три в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре руки шире, Пять руками помахать, Шесть на место тихо сесть. IV. Продолжение работы по теме урока 1. Работа по учебнику С. 4. Найдите значок «Колокольчик». Что он обозначает? Прочитайте тему урока. Рассмотрите рисунки. Кто на них изображен? Как вы узнали? (По форме.) Люди еще каких профессий носят специальную форму? (Пожарные, врачи, полицейские.) (Учитель на доске закрепляет геометрические фигуры разной формы.) На уроках математики мы будем говорить о форме предметов. Предметы какой формы вы видите на доске? (Круглые, треугольные, квадратные и овальные.) Какие предметы вокруг нас имеют такую же форму? 2. Работа с электронным приложением Задание 1 Соедините фигуру с ее тенью. Какой формы эти фигуры? Задание 2 Какой формы эти фигуры? Назовите предметы такой же формы.

11 Урок 1. Учебник математики. Какая бывает форма 11 Задание 3 Перенесите рисунок к вагончику паровозика с подходящей формой. 3. Работа по учебнику С. 5. Назовите фигуры, из которых составлены рисунки. (Работа в парах.) 4. Работа в тетради на печатной основе 1 (с. 4). Что вы видите на рисунке? (Столы.) Чем они отличаются? (Формой.) (Чтение заданий хором.) Как вы закрасите квадратные столы? (Оранжевым цветом.) Какие столы раскрасите желтым цветом? (Круглые.) Какого цвета будут треугольные столы? (Зеленого.) Выполните задания. (Проверка.) Сколько круглых столов? (3.) Сколько треугольных столов? (1.) 2 (с. 4). (Чтение заданий хором.) Почему цветы получили такое название? (По форме цветков.) Выполните задания. 3 (с. 5). (Чтение заданий учителем.) Какие фигуры вы будете раскрашивать? (Круги.) Что обозначают крестики в клетках? (Круги, которые закрасили.) Выполните задания. (Проверка.) Сколько вы нарисовали крестиков? (3.) 4 (с. 5). (Чтение заданий хором.) Какие фигуры вы будете раскрашивать? (Треугольники.) Как вы обозначите количество раскрашенных треугольников? (Зачеркнем палочки.) Выполните задания. (Проверка.) Сколько палочек вы зачеркнули? (5.) 6 (с. 5). (Рисование по точкам.)

12 12 Сравнение и счет предметов V. Рефлексия Работа в тетради на печатной основе 5 (с. 5). (Чтение задания учителем. Самостоятельное выполнение. Проверка.) Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальной ленты «Светофор». VI. Подведение итогов урока Для чего нужно изучать математику? Что нового вы узнали сегодня на уроке? Узнайте у родителей, носят ли они на работе специальную форму. Урок 2. Разговор о величине Цель: в ходе практической работы и наблюдений учить сравнивать предметы по величине, вести счет предметов. Планируемые результаты: учащиеся научатся различать понятия больше, меньше, шире, уже, выше, ниже; сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний Чему мы научились на прошлом уроке математики? (Работать с учебником, читать его условные обозначения, сравнивать предметы по форме.) 1. Индивидуальная работа по карточкам (Два ученика получают карточки с изображением геометрических фигур: карточка 1 круга, овала, 3 треугольников; карточка 2 2 кругов, 2 треугольников, овала, прямоугольника. Задание: выполнить рисунок, используя данные фигуры.) 2. Фронтальная работа Отгадайте загадки. Покажите отгадки, используя геометрические фигуры из набора. Прикатилось колесо, Ведь похожее оно, Как наглядная натура, Лишь на круглую фигуру. Догадался, милый друг? Ну конечно, это (круг).


Статьи по теме