Перейти к содержанию

Конспект Урока по русскому языку 2 Класс

Конспект Урока по русскому языку 2 Класс.rar
Закачек 1335
Средняя скорость 7327 Kb/s
Скачать

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Предмет: Русский язык

Тема: «Правописание слов с разделительным мягким знаком»

формировать умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;

формировать умение употреблять разделительный мягкий знак;

Сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости;

Закреплять знания учащихся о правописании гласных после шипящих;

Развивать умения составлять предложения, работать с деформированным текстом;

Обогащать словарный запас учащихся.

Развивать речь, мышление, внимание, память, наблюдательность

Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, взаимовыручку

Цели урока направлены на формирование и развитие УУД.

На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:

навыки сотрудничества с учителем и сверстниками

мотивация к творческому труду, к работе на результат.

ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;

умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач ;

логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений .

готовность слушать собеседника и вести диалог;

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

участвовать в групповом обсуждении.

Оборудование: индивидуальные листы учащихся, карточки для работы в парах, конверт с загадками, компьютерная презентация.

1. Организационный этап. Цель: создание атмосферы дружелюбия и симпатии.

— Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по зимнему лесу, которое позволит сделать нам новые открытия.

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Чудной жизнью он блестит. (Ф. И. Тютчев)

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Сегодня на уроке мы узнаем что-то новое. И помогут нам в этом лесные жители. Звери приготовили для вас много интересных заданий.

-Отгадайте, кто нас встречает.

Носит кисточки на ушках,

А грибы на ветках сушит. (Белка)

-Она приготовила вам первое задание в зимнем лесу: объединитесь в пары, разгадайте ребус и назовите тему урока.

— Кто разгадал ребус и уже может назвать тему урока? Дети объединяются в пары (кто с кем сидит) разгадывают ребус, называют тему урока. (Разделительный мягкий знак)

— Белка приготовила для вас корзинку для вопросов.

— Как вы думаете, какие вопросы сегодня мы можем задать по теме? (Какую работу выполняет разделительный ь? Как правильно писать слова с разделительным мягким знаком? В каких словах пишется разделительный ь? Где в словах пишется разделительный ь?

-Что вы знаете про Ь? (Знаем, что буква мягкий знак не обозначает звука, показатель мягкости.)

— Какую цель поставим на уроке? (Научиться правильно употреблять на письме разделительный мягкий знак).

3. Актуализация знаний.

-Догадайтесь сами, кого сейчас мы встретим.

-Исключите лишний слог и запишите слова, которые получились.

Мовероз, петонал, лосипата, оредежда, липасица.

-Какие слова получились? Что их объединяет? Откуда эти слова? (Из словаря)

-Какое слово «лишнее»? Почему? (Одушевленное) Подчеркните его. (Лисица)

-Лисица предлагает подобрать однокоренные слова (Лисенок, лисята, лис, лисий (хвост), лисонька, лисичка, лисица).

— Синонимы? (Рыжая плутовка). В каких сказках встречается?

-Составьте предложение со словом «Лисица». Чье предложение вам понравилось больше?

Рыжая лисица с пуш..стым хв..стом подошла (к) руч..ю.

-На какие правила встретились слова? (Сочетания жи-ши, безударные гласные, правописание предлогов, разделительный мягкий знак).

-Объясните написание слова «ручью»? Прочтите это слово. Как произносятся слова с разделительным ь?

-Что показывает разделительный мягкий знак? (Разделительный мягкий знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным.)

4. Первичное усвоение новых знаний.

-Ребята, скажите, какая лиса по характеру? Она хочет запутать нас.

Лисица предлагает нам слова разделить на две группы.

-Запишите слова с разделительным мягким знаком в 1 столбик, с мягким знаком – показателем мягкости – во 2 столбик. (Дети записывают слова).

— Подчеркните буквы, перед которыми пишется разделительный ь.

— Прочитайте слова с разделительным мягким знаком.

— Прочитайте слова, в которых мягкий знак показатель мягкости.

1 группа: записать любые 3 слова из каждого столбика;

2 группа: записать любые 4 слова из каждого столбика;

3 группа: записать все слова и придумать свои слова.

Звуко- буквенный анализ слов по вариантам:

I вариант – слово «листья»

II вариант – слово « перья»

— Поднимите руку, у кого нет ошибок. Молодцы!

— В чем важность разделительного мягкого знака? Какую работу выполняет разделительный знак? Сделайте вывод. Дайте полный ответ. (Разделительный мягкий знак показывает, что следующие за ним гласные буквы е, ё, ю, я, и — обозначают два звука: варенье — [йэ], листья — [йа], муравьи — [йи]. Предупреждает, что в слове есть звук [й]. Разделительный знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным)

— Когда пишется разделительный мягкий знак?

А на улице мороз,

Ну-ка, все взялись за нос!

Ни к чему нам бить баклуши,

Ну-ка, все взялись за уши!

Вот и ушки отогрели.

Мы попрыгаем немножко

И похлопаем в ладошки.

Головой кивнём друг другу

И пожмём соседу руку.

Сядем – встанем, и прыжок.

И продолжим наш урок.

5. Первичная проверка понимания.

— Отгадайте, какое животное наших лесов, похоже на кошку?

— Рысь нам подготовила кроссворд.

1.Домики для пчел. (Ульи)

2.Снежная буря (Вьюга)

3.Мать, отец, дети. (Семья)

4. Ягоды, сваренные в сиропе (Варенье)

5. Животное жарких стран, лазает по деревьям (Обезьяна)

— Что объединяет все эти слова? (Слова все с разделительным мягким знаком).

— Объясните написание этих слов. Что показывает разделительный мягкий знак? Для чего нам необходим мягкий знак? Что он разделяет? Где пишется?

— Какую работу выполняет разделительный мягкий знак? ( Составление таблицы)

Работа с учебником. Дифференцированная работа.

— Двигаемся дальше по зимнему лесу и впереди увидели оленя, который приготовил задание в учебнике.

— Прочитайте. Обратите внимание на произношение выделенных слов.

— Прочитайте выделенные слова. В каких из них нужно написать разделительный мягкий знак? Почему?

Задание для групп. ( Ученики выполняют по выбору)

1 группа: Запишите выделенные слова, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком.

2 группа: Выписать предложения с разделительным мягким знаком.

3 группа: Списать текст и выполнить задания.

(Очень интересно наблюдать за по…ётом стрижей. Сейчас девочка по…ёт цветы. У нас дружная се…я. Се…я одуванчика очень лёгкое. Оле…и не боятся мороза. Оле…и шкуры хорошо сохраняют тепло.)

— В каких случаях нужно писать разделительный мягкий знак? (Составление таблицы)

— Меняет ли лексическое значение слова, если мы не напишем разделительный мягкий знак?

6. Первичное закрепление.

— Вот мы вышли на полянку. Отгадайте ребус и скажите, кого встретили. (Зайца) Он нас испугался и убежал, оставив задание на листе.

— Составьте предложения из групп слов.

на, увидели, п..лянке, заяч..и, р..бята, л..сной, сл..ды

висят, снега, д..рев..ев, на, хлоп..я, з..мой, суч..ях

Учитель предлагает ученикам, у которых это задание вызывает затруднения, взять карточки-помощницы.

Зимой на сучьях …….

Ученики составляют предложения и записывают в тетрадь.

Несколько учеников читают предложения.

— Все ли слова были использованы? Выражена ли в каждом предложении законченная мысль? Оцените товарищей.

-Объясните правописание пропущенных букв.

— Расскажите, в каких случаях пишется разделительный мягкий знак (после согласных, перед гласными Я, Е, Ё, Ю, И)

Вывод. Составление кластера.

— Пора нам выходить из зимнего леса. Скоро закончится урок. На полянку вышел лось. Он приготовил нам «зимние полянки» и на каждой полянке своё задание.

— Распределитесь на группы. (Дети заранее выбирают жетон определенного цвета). Каждая группа занимает свою «зимнюю полянку». Каждая «полянка» имеет свой вопрос:

1) Для чего нужен разделительный мягкий знак в словах? Приведите свои примеры написания слов с разделительным мягким знаком. Измените слова по образцу: пить – я пью (шить, вить, лить). Запишите слова.

2) Когда пишется разделительный мягкий знак? Придумайте и запишите свои слова с разделительным мягким знаком.

По ходу ответов вывод-кластер появляется на слайде.

— Ответили мы на вопросы нашей «Корзины идей»?

На каждой полянке обучающиеся выполняют задания в группе.

— Молодцы! Вы отлично справились с заданиями. Наше путешествие подошло к концу. Какая была тема урока?

— Какое открытие мы сегодня сделали? Что нового узнали о разделительном мягком знаке?

— Какие задания помогли вам лучше усвоить тему?

— Какое задание было самым интересным?

— Подумайте, как знания приобретенные сегодня на уроке, помогут вам в жизни. (Грамотное письмо).

— Вы очень хорошо работали на уроке. И сейчас вас ждёт сюрприз.

Мягкий знак в вашу честь и с вашей помощью устраивает праздничный салют. В коробке лежат залпы нашего салюта (шарики). Они имеют разные цвета. Каждый из вас может взять только один залп. Оцените свою работу на уроке. Если вам легко было выполнять все задания, выбираете желтый, красный, оранжевый шарик. Если было трудно – синий или зелёный шарик.

Сначала подходят девочки, выбирают шарики, затем – мальчики. Шарики приклеивают в тетрадь.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Прочитайте слова. (Деревья, друзья, платье, воробьи, крылья). Составьте и запишите с каждым словом предложение. Подчеркните в словах слоги с разделительным мягким знаком.

Урок русского языка во втором классе на котором выделяются правила переноса слов.

Cозыкина Надежда Петровна, 02.04.2018

Содержимое разработки

Открытый урок по русскому языку, 2 класс

Учитель : Созыкина Н. П., учитель начальных классов.

Тема. Как переносить слова с одной строки на другую.

Цели: Продолжить знакомство учащихся с правилами переноса слов и систематизация известных знаний.

· Закреплять умение делить слова на слоги.

· Обратить внимание на значимость гласных звуков при определении количества слогов.

· Учиться переносить слова с одной строки на другую.

Развивать правильную грамотную устную речь, мышление, память, воображение.

Развивать умение различать в слове количество слогов по количеству гласных звуков.

Воспитывать интерес к родному языку, изучению русского языка, умение слушать и слышать других.

Воспитывать интерес к предмету, чувство коллективизма.

Личностные: — проявление творческого отношения к процессу обучения;

— проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме. Познавательные: — умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные: — умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

— умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

— умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: — умение слушать и понимать других;

— умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

I .Мотивация к учебной деятельности.

-На каждом уроке русского языка мы открываем новые знания. И сегодня урок не исключение. Нам предстоит открыть новые секреты русского языка. Надеюсь, что урок принесёт вам радость познания.

2. Минутка чистописания.

А сейчас тетрадь открыли

И как надо положили

Сядьте прямо , не кривитесь,

За работу все примитесь.

Волшебные мешочки возьмите

На головку положите.

Запишите все число , классная работа.

— Внимательно посмотрите на данный ряд букв. Одна буква здесь лишняя, объясните почему? П,Р,К,Ь,Т

-Скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания?

— Расскажите про букву « ь».

-Подчеркните самую красивую букву.

3. Словарная работа.

-Переходим к словарной работе.

-Я читаю загадку. Вы записываете отгадку

Один человек выполняет задание на доске.

1. Здесь родился, живешь,

Как зовут это место, знаешь? (Родина)

2.Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его (ветер).

3.Ствол белеет, шапочка зеленеет (береза).

4. Круглое, румяное,

Я расту на ветке;

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (яблоко)

В воде тает (сахар).

6. Куда бежит – сама не знает.

Споткнется у порога.

Что это? … (дорога).

— Давайте проверим, все ли слова записали верно.

3.Знакомство с новым словом.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом. Посмотрите на листок. Какого он цвета? А где можно встретить этот цвет в окружающем мире?

На доске карточка со словом : Жёлтый .

— Посмотрите на слово и скажите, Какая буква пишется не так, как слышится? ( Буква Ё на ме­сте звука О.)

-Закройте глаза, напишите слово мысленно. А сейчас запишите слово в тетрадь.

Подберите однокоренные слова. ( Желток, желторотик, желтизна, желтуха, пожелтели.)

— Какие буквы чередуются в корне? (Ё-е.)

Выделите корень. Подчеркните букву Е. (Желт-.)

II . Актуализация знаний и пробное учебное действие.

— Ребята ,к нам на урок сегодня прилетела лесная гостья. Отгадайте ,кто это?

Загадка про сороку, на слайде сорока.

— Сорока прилетела к вам с сообщением. Давайте прочитаем письмо. «Помогите мне узнать: все ли лесные жители приготовились к встрече со мной. Зима.»

-Ну что, поможем Зиме. Итак , мы отправляемся в лес. Нашим проводником будет Лесовик. Он поведёт нас лесными тропами, чтобы посмотреть, как лесные жители приготовились к зиме. С собой в путь мы возьмём наши знания, полученные в первом классе и приготовьтесь к открытию нового.

-Заходим в лес. Деревья в лесу зимой стоят голые ,без листьев. Им холодно. Мы с вами должны им помочь. С помощью наших знаний мы укутаем деревья снежинками . У вас на партах есть деревце , которое вы будете спасать от холода ,выполняя задания на уроке и тем самым себя оценивать. А оценивать мы будем так :

-выбираем и приклеиваем на деревце большую снежинку ,если сделал все без ошибки

— выбираем и приклеиваем на деревце снежинку среднего размера, если допустил 1 или 2 ошибки

— выбираем и приклеиваем на деревце маленькую снежинку, если допустил больше двух ошибок

-А вот и первый зверёк встретился на нашем пути. Угадайте кто это?

Кто по ёлкам скачет ловко?

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

— Какие запасы сделала белка? ( орехи, грибы, шишки) Слова записаны на доске, слева.

-Запишите слова, разделите на слоги.(У доски работает 1 ученик)

– Можно ли сразу сказать, сколько слогов будет в этих словах? Почему? (Сколько гласных – столько слогов.)

-Оцените себя. Приклейте снежинку.

На другой половине доски записаны эти же слова, но разделённые для переноса.( гри- бы, оре-хи, шиш- ки) Почему мои слова записаны по другому? (Они разделены для переноса)

-Как эти правила связаны между собой?

III . Постановка учебной задачи.

— Как вы думаете, существуют ли правила переноса слов или их можно переносить как кому захочется?(Правила существуют)

-Чем мы будем заниматься на уроке, над чем работать? (Будем учиться переносить слова с одной строки на другую)

IV .Построение проекта выхода из затруднения.

Составление плана работы.

-Посмотрите, на доске 5 вопросительных знаков .Как вы думаете, для чего ? (Мы должны на них ответить)

-Давайте спланируем свою деятельность. Раз существуют правила переноса значит мы должны их обозначить -это 1 пункт плана работы. Обозначив правила, мы поупражняемся – это 2 пункт плана. Ну и конечно мы должны сделать вывод

План на доске.(Записан мелом разного цвета)

1. Повторим правила переноса слов.

2. Поупражняемся в переносе слов

3. Сделаем выводы

V . Реализация построенного проекта.

-А сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм.(Фильм прерывается)

-Как же ребята помочь слову?

-Правильно ,слово можно перенести. А как? Предлагаю вам поиграть. Поиграем? Я спрашиваю – вы отвечаете.

— Я сейчас у вас спрошу: как слова переношу? Зима? (зи-ма) Пожар? (по-жар) Коза? (ко- за) Комар? (ко-мар)

-Как же мы переносили слова? (по слогам)

-Что для этого мы будем использовать на письме? (черточку)

-Проверим, правы ли вы.

-Итак, сформулируем первое правило переноса.

(Учитель открывает 1 правило под первым вопросительным знаком – «Слова переносятся по слогам. Слоги отделяются друг от друга горизонтальной черточкой»)

— Посмотрите, чей- то носик выглядывает из-за пня. Кто же это? Вы узнаете, если отгадаете ребус.

Барабан . с , жук

— Как барсук приготовился к зиме? А об этом он расскажет нам сам.( Фролов Паша Я питаюсь личинками, червяками, ягодами, гнилыми щепками. К осени растолстею, стану жирным, ленивым, заберусь в нору и усну до самой весны)

Мини- исследование. Работа в группах.

— Барсук приготовил вам задание, выполнив его, вы откроете новые тайны переноса слов. Сейчас вы будете работать в группах. Вы сегодня партнеры .У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило. А план работы такой.(Лежит на столе у каждой группы)

1. Прочитать слова
2.Обратить внимание на выделенные буквы
3. Посмотреть, где стоит знак переноса, если он есть.
4. Сформулировать правило переноса слов.

— У каждой группы получится свое правило.

(Работа в группах.)

Слушаем первую группу.

Прочитаем слова хором, обращаем внимание на выделенные буквы.
На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.
(Учитель открывает 2 правило под вторым вопросительным знаком – «Нельзя оставлять на строке и переносить одну букву»)

Вы согласны с выводом группы? Просигнальте светофором.

Слушаем вторую группу.

Рассмотреть предложенные слова: пень-ки, подъ-езд, конь-ки, зай-ка, лей-ка.

Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.
На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.
(Учитель открывает 3 правило под третьим вопросительным знаком – «Буквы ъ, ь, й не переносятся на следующую строку»)

Вы согласны с выводом группы? Просигнальте светофором.

Слушаем третью группу.

Рассмотреть предложенные слова: пень, ёж, осень, дуб, улей.

Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.
На что вы обратили внимание и какой сделали вывод. (Учитель открывает 4 правило –«Слова, в которых 1 слог и слог ,состоящий из одной гласной буквы , не переносятся»).
Вы согласны с выводом группы? Просигнальте светофором.

-Оцените свою работу в группе. Если были активны в работе, прикрепите большую снежинку. Если не совсем ,то среднюю .Если работали ,но мало -маленькую.

— А сейчас мы все вместе откроем еще одно правило переноса.

Прочитайте слова на слайде. Предложенные слова: касса, Алла, тонна, аллея, русский.

-Как будем переносить эти слова? Кто догадался?

-У вас есть карточки с этими словами , разделите их для переноса. Выполните задание самостоятельно. Сверьтесь с доской.

-Сформулируйте и озвучьте правило переноса.

(Учитель открывает 5 правило под пятым вопросительным знаком —

«Удвоенные согласные разделяются»

-Оцените свою работу, приклейте снежинки.

А сейчас откройте учебники ,страница 71,найдите упражнение 107.Прочитаем еще раз все правила переноса

VII . Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

— Лесовичок привёл нас к домику Зимы.

-Чтобы открыть замок и выпустить Зиму надо выполнить задание

-Сейчас поработаем по учебнику .Упражнение №108 с 72.

-На какие две группы можно разделить слова.(Слова которые можно перенести и те ,которые перенести нельзя)

-Назовите слова, которые переносить нельзя.(Дождь ,язык ,ключ ,иней, обувь)

-Почему их нельзя переносить?(Одну букву не оставляют и не переносят, и слог из одной буквы не переносят)

-Запишите в строчку эти слова .

-Запишем остальные слова, разделяя их для переноса. Какое правило переноса нужно вспомнить для того чтобы перенести слово медведь, пальто и т. д.

-Оцените свою работу снежинками.

VIII .Включение в систему знаний и повторение.

-Молодцы ,вы хорошо справились с заданием и теперь вместе с матушкой зимой идем дальше. Но вот беда !У матушки Зимы потерялась волшебная палочка .Поможем ее найти, выполним еще одно задание.

Работа с текстом.

(Учитель читает текст) Тихо в лесу. Лисица приготовила норку. Зайка полез под кусты. Накрылся сухими листьями ёж.

— О каких животных идёт речь?(еж, лисица, зайка).Картинки с этими животными лежат у вас на столах. Каждый партнер выбирает себе нужную картинку.

— партнёр №1 выбирает карточку с изображением животного, название которого при написании не переносится (ёж)

— партнёр №2 выбирает карточку с изображением животного, название которого можно перенести разными способами (лисица)

— партнёр №3 выбирает карточку с изображением животного, в названии которого при написании надо помнить особое правило.(зайка)

Проверка: Встали партнёры №1. Покажите, какую картинку вы выбрали. Кто хочет поделиться почему вы сделали такой выбор? и т.д.

-Оцените свою работу.

-Молодцы ,вы справились с заданием. А вот и волшебная палочка. Матушка Зима очень довольна.

Над какой темой урока мы работали?

— Что нового вы узнали?

— На все ли вопросы мы ответили ? Какие тайны переноса слов мы открыли?

— Ребята, как некоторые животные приготовились к суровой зиме, мы с вами узнали. А теперь каждый прикрепит свое деревце на доску и даст оценку своей работе на уроке.

(Каждый выходит и прикрепляет свое дерево на доску)

-Посмотрите, какой у нас получился лес, весь укатанный снежинками. Я думаю, мы хорошо поработали и деревьям в лесу будет очень тепло зимой.

-Откройте учебник на странице 73,найдите упражнение 112,его вы выполните письменно. Упражнение 107 на странице 71,устно.

Цель урока :

  • Формирование представлений о подлежащем и сказуемом, их особенностях, о связи подлежащего и сказуемого.
  • Формирование умения находить в предложении подлежащее и сказуемое.
  • Развитие умений восстанавливать деформированное предложение и пользоваться алгоритмом.
  • Развитие орфографической зоркости, памяти, речи.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку 2 класс»

Урок русского языка по теме «Развитие умения находить грамматическую основу предложения».

Учитель начальных классов: Захарова Светлана Ивановна

Связь слов в предложении

Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О.В. Пронина Русский язык 2 класс Москва

Тема урока: Развитие умения находить грамматическую основу предложения

Место урока в теме: 4

Тип урока: урок систематизации и обобщения нового материала.

Дата урока: 16.09.15

Образовательные ресурсы: учебник

Формирование представлений о подлежащем и сказуемом, их особенностях, о связи подлежащего и сказуемого.

Формирование умения находить в предложении подлежащее и сказуемое.

Развитие умений восстанавливать деформированное предложение и пользоваться алгоритмом.

Развитие орфографической зоркости, памяти, речи.

Активизировать знания учащихся о предложении;

учить ставить вопросы к словам, задавать вопросы от слова к слову,

расширить информацию о роли в предложении главных членов; находить главное, преобразовывать информацию – составлять алгоритм, схему;

развивать умения находить грамматическую основу предложения.

Освоить следующие общеучебные умения на уровне узнавания:

2.2.1.Понимать сказанное однократно в нормальном темпе.

2.1.1 Бегло, сознательно, правильно читать с соблюдением основных норм литературного произношения, логических ударений и пауз, тона, темпа чтения, соответствующих содержанию читаемого текста

3.1.2 Определять аспект анализа и синтеза, т.е. устанавливать точку зрения, с которой будут определяться существенные признаки изучаемого объекта

1.11 Владеть основными средствами различных форм контроля (самоконтроль, взаимоконтроль)

1.10 Сравнивать полученные результаты с учебной задачей, с планом ее реализации Уровень узнавания

1.12. Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников

1.14. Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности.

Планируемые образовательные результаты:

способствовать формированию представлений о подлежащем и сказуемом, их особенностях, о связи подлежащего и сказуемого.

Получат возможность научиться: находить грамматическую основу предложения.

Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний и умений. Постановка познавательной задачи (формулирование проблем).

Открытие нового знания.

Закрепление знаний, развитие умений.

Домашнее задание. Инструктаж.

Метапредметная карта урока

Осваиваемое УУД с указанием уровня

ОДД (ориентировочная основа действия) освоения УУД

2.2.1.Понимать сказанное однократно в нормальном темпе.

При деловом общении используются особые правила эффективного слушания: выделяйте главные мысли говорящего и постарайтесь правильно понять их

Учащиеся выделяют главные мысли говорящего и стараются правильно понять их.

Учитель предлагает на основе услышанного эпиграфа, настроиться на положительную работу.

3.Постановка познавательной задачи

2.1.1 Бегло, сознательно, правильно читать с соблюдением основных норм литературного произношения, логических ударений и пауз, тона, темпа чтения, соответствующих содержанию читаемого текста

Читая отрывок статьи, учащиеся учатся соблюдать основные нормы литературного произношения, логические ударения и паузы, тон, темп чтения

Дети получают дополнительную информацию о новом словарном слове. Составляют предложение с новым словом.

Учитель предлагает использовать знания, полученные на предыдущих уроках, подводит к проблемной ситуации.

4.Открытие новых знаний

3.1.2 Определять аспект анализа и синтеза, т.е. устанавливать точку зрения, с которой будут определяться существенные признаки изучаемого объекта

Установить точку зрения, с которой будут определяться существенные признаки изучаемого объекта

Учащиеся определяют: можно ли группу слов назвать предложением, какие слова в предложении можно назвать главными.

Учитель предлагает прочитать слова, определить аспект анализа, доказать, что это предложение. Доказать, что выбранные слова в предложении можно называть главные члены предложения.

5. Закрепление знаний, развитие умений.

1.11 Владеть основными средствами различных форм контроля (самоконтроль, взаимоконтроль)

Осуществляя самоконтроль обучающиеся учатся оценивать процесс и результат своей деятельности на уроке.

Самостоятельно работают в рабочих тетрадях

Учитель – контролирует работу учащихся

6. Обобщение знаний

Сравнивать полученные результаты с учебной задачей, с планом ее реализации Уровень узнавания

Обращение к плану, учебной задаче. Итоги деятельности на уроке.

В рабочих листах определяют истинность или ложность ответов

Предлагает итоговую игру

1.12. Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников

На рабочем листе дети отмечают лестницу успеха

— Предлагаю вам продолжить предложение: — Сегодня на уроке я узнал, что…

— Какая часть урока вам понравилась больше всего и почему?

— Чувствуете ли вы себя уверенными?

8.Домашнее задание. Инструктаж.

1.14. Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности.

Обращение к изученному материалу для выполнения домашнего задания

Самостоятельно выбирают уровень задания для домашней работы

Инструктаж домашнего задания

– Я хочу начать урок с высказывания известного человека:

— «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к преодолению трудностей». — Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо.

— Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

— Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?

— У вас на столе лежат тучка и солнышко. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

— Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить

3. Постановка познавательной задачи

Сегодня мы откроем новый секрет русского языка.

Как строится урок, на котором мы узнаём новое? Сначала мы повторяем необходимые знания, потом пробуем выполнить новое задание, выясняем, почему оно вызвало затруднение, ставим цель и сами строим способ выхода из трудной ситуации. А потом нам надо проверить, правильно ли мы справились с поставленной задачей на уроке. Мы напишем самостоятельную работу.

Если вы готовы, тогда вперёд.

Прочитайте слова : Снег, доска, играть, пенал, котёнок.

— Найдите лишнее слово. Что значит найти лишнее слово? (значит сравнить)

— Найдите в выбранном слове букву, которая обозначает согласный, звонкий , непарный звук. Это буква Р

Буква Рр ррр оро ря ри река рука

Словарная работа с введением новых слов.

Знакомство с правописанием слова рябина. В насловарь добавляется новое словарное слово, чтобы его узнать, отгадайте загадку.

– Почему её так назвали – рябина? Кудрявые соцветия рябины в пору цветения выделяются из общей белизны своей пестротой.

– А что это за красные кораллы? (Ягоды рябины.) У Сергея Есенина есть такой красивый образ – «костёр рябины красной».

– Кто-нибудь знает, что такое кораллы, видел их? (Ярко-красный или розовый камень, являющийся известковым отложением морских животных, из него делают украшения.)

Запись слова рябина в тетрадях. Подбор родственных слов: рябиновый, рябинка. Выделяем корень.

Рябина — жительница лесных полян, опушек, но испокон века хотели приблизить к себе русские люди это деревце. Сажали ее перед окнами в палисаднике, около изгороди в саду, на обочинах дорог и в парках. Быть может, обычай сажать рябинку вблизи своего жилища идет с тех древнейших времен, когда люди верили в магическую силу дерева. Во многих местах России еще в прошлом веке существовал обычай при закладке нового дома сажать рядом молодую рябинку

Прочитайте. Это предложение?

Рябину, около, молодую, дома, посадили.

4. Открытие новых знаний

Составьте предложение из данных слов.

Молодую рябину посадили около дома.

— Докажите, что это предложение (оно выражает законченную мысль, слова в нём связаны по смыслу, можно задать от слова к слову вопросы)

— Какое оно по цели высказывания? (повествовательное)

— По интонации? (невосклицательное)

— Можем ли мы сказать, что мы всё знаем о предложении? Ведь вы правильно ответили на мои вопросы?

— Тогда давайте ещё больше узнаем о предложении.

— Сколько слов в предложении? (5)

— А какое из слов самое главное?…

— Ребята, может, кто-то догадался, над какой темой мы будем работать на уроке? (Версии ребят: главные слова, слова в предложении и т. д. )

Учитель услышав, какое-нибудь слово из темы урока постепенно открывает название темы урока: “ Главные члены предложения”.

Цель нашего урока: знакомство с главными членами предложения.

Каждый из вас определяет и личную цель на этом уроке . Подумайте и запишите её в тетрадь.

А чтобы цели наши были достигнуты, мы должны работать по плану. В рабочих листах прочитаем его.

Достичь своей цели, не сбиться с пути, можно лишь тогда, когда есть план урока.

– Составим план, по которому будем сегодня работать.

1. Учиться находить главные слова в предложении.

2. Учиться ставить к главным словам вопросы.

3. Научиться обозначать графически главные члены предложения.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Работа в группах.

Задание 1 группе:

а) прочитайте предложение без первого слова;
б) имеет ли предложение смысл? Докажите.

Задание 2 группе:

а) прочитайте предложение без второго слова;
б) имеет ли предложение смысл? Докажите. (Это не предложение, т. к. слова не связаны по смыслу, а я знаю, что предложение – это несколько слов, которые выражают законченную мысль.)

Задание 3 группе:

а) прочитайте предложение без третьего слова;
б) имеет ли предложение смысл? Докажите. (Это не предложение, т. к. слова не связаны по смыслу, а я знаю, что предложение – это несколько слов, которые выражают законченную мысль.)

Задание 4 группе:

а) прочитайте предложение без четвёртого слова;
б) имеет ли предложение смысл? Докажите.

— К какому выводу пришли?

— К какому выводу пришли? Если из предложения убрать имя существительное или глагол, то предложение теряет законченную мысль. Значит главные слова в предложении – это то, о ком или о чём говорится в предложении, т.е. имя существительное, и действие, которое оно совершает, т.е. глагол

Какое универсальное действие мы с вами сейчас развивали? Вы формулировали и аргументировали свою точку зрения. Давайте обсудим, опираясь на алгоритм всё ли у нас получилось.

5. Развитие умений

Давайте поработаем с предложениями, используя алгоритм.

— В рабочем листе задание №

С неба сыпал лёгкий снег. Снежинки долетали до земли. Иногда дул резкий ветер. Тогда снежинки разлетались в танце.

Проговариваю для учеников несколько вариантов названий: грамматическая основа предложения, главные члены предложения, (подлежащее и сказуемое?)

Подчеркните главные члены предложения.

Весело плещется синяя река.
Из кустов на солнечную поляну выскочил пушистый зайчик.

Допиши слово в каждое предложение. Подчеркните главные члены предложения.

С дерева слетали последние …
Дети собирали грибы и …

— Самопроверка по эталону. Если вы справились с первым предложением без ошибок поставьте +, если допустили ошибку, поставьте +?. Проведите такую же работу со вторым предложением.

У кого была допущена ошибка? Ты сравнил её с образцом?

Из кустов на солнечную поляну выскочил пушистый зайчик.

Я предлагаю поработать дома с похожим заданием

— ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОДВЕСТИ ИТОГ НАШЕЙ РАБОТЕ, Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ игру «ИСТИНА-ЛОЖЬ», ЗАПИСАВ СЕБЕ –И-, если вы согласны с утверждением, -Л-, если не согласны.

1. Наступила золотая осень. В ЭТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ НАСТУПИЛА ЗОЛОТАЯ. (Л)

2.Ель растёт под дворцом. В ЭТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ имя существительное ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС КТО? (Л)

3. СЛОВО ПЁСТРЫЙ ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА (И)

4.Змея шипит. Это грамматическая основа предложения. (И)

5. Бабушка вяжет внучке носочки. В ЭТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ГЛАГОЛ ВЯЖЕТ.(И)

Сравним полученные результаты с учебной задачей, с планом ее реализации

— Давайте вернемся к плану урока и посмотрим, на все ли вопросы мы ответили.

1. Вы научились находить главные слова в предложении?

2. Научились ставить к главным словам вопросы?

3. Как графически обозначить главные члены предложения?

— Предлагаю вам продолжить предложение: — Сегодня на уроке я узнал, что…

— Какая часть урока вам понравилась больше всего и почему?

— Чувствуете ли вы себя уверенными?

8.Домашнее задание. Инструктаж.

Подчеркните главные члены предложения.

На улице выпал пушистый снег.
Дети слепили большого снеговика.

Допиши подлежащее в каждое предложение. Подчеркните главные члены предложения.

Пушистый снег искрится на …
Ветви деревьев опустились под тяжестью …


Статьи по теме