Перейти к содержанию

Государственное Предпринимательство в Условиях Рыночной Экономики Курсовая

Государственное Предпринимательство в Условиях Рыночной Экономики Курсовая.rar
Закачек 3147
Средняя скорость 5502 Kb/s
Скачать

Тема 1. Государственное предпринимательство…………………….4

Понятие государственного предпринимательства……………4

Тема 2. Анализ современных методов

государственного регулирования экономики………………………..9

2.1. Государственное предпринимательство ………………………..9

в условиях рыночной экономики

2.2. Методы государственного воздействия на рынок……………..11

2.3. Статистические данные предпринимательства в России

2.4. Динамика потребительских цен в России и за рубежом

Тема 3. Повышение эффективности

государственного предпринимательства как метода регулирования экономики……………………………………………………………..15

Список использованной литературы………………………………..24

Рыночный механизм способен обеспечить вполне эффективное распределение ресурсов и их использование. Такие рычаги рыночного регулирования, как колебания ставки процента, с одной стороны, и эластичность соотношения цен и заработной платы, с другой стороны, способны поддерживать полную занятость и, что действуя совместно, эти два механизма регулирования превратили полную занятость имеющихся ресурсов в неизбежность.

Экономическая реальность состоит в том, что государство выступает активным участником рыночных отношений. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено было брать на себя содержание больших экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т.д. В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, капитало- и энергоемкостью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутреннем и внешнем рынках. Сегодняшнее усилие межгосударственной интеграции ведет к тому, что общие экономические процессы перешагивают национальные границы, формируют новые социально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой, экологией, воспроизводством рабочей силы. Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста. Наряду с двигательными силами в нем заложены и элементы, сдерживающие экономическое развитие. Это наблюдалось и раньше, когда равновесие в экономике достигалось при неполной занятости ресурсов и прежде всего рабочей силы.

Говоря в настоящее время о рыночной экономике, мы говорим как о роли государства вообще, так и о государственном предпринимательстве.

Тема 1. Государственное предпринимательство

1.1. Понятие государственного предпринимательства.

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов — от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе “кейнсианской революции”, которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.

Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.

Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.

Одной из форм прямого вмешательства государства в экономику является государственное предпринимательство. Оно образует особый вид предпринимательской деятельности, которая осуществляется в рамках госсектора и связана с участием государственных предприятий в производстве и сбыте товаров и услуг. При этом государство выступает самостоятельным субъектом хозяйствования, реализуя определенные общенациональные цели: структурную перестройку производства; смягчение отраслевых и территориальных пропорций; стимулирование научно-технического прогресса, повышение эффективности экономики.

В России начался переход от всеобъемлющего планово-централизованного госпредпринимательства к новому его типу, соответствующему условиям развития многоукладной рыночной экономики. Этот переход включает, с одной стороны, резкое сокращение сферы госпредпринимательства вследствие приватизации объектов государственной собственности, с другой — его качественные изменения: преобразование структуры и форм хозяйственного механизма.

В то же время формирование предпринимательства нового типа пущено практически на самотек. Нет программы, раскрывающей его роль и функции в российской многоукладной экономике, параметры и взаимосвязь с частным предпринимательством. Утрачена управляемость государственными хозяйственными звеньями, предприятиями и объединениями. Они, по существу, сохраняя монопольное положение в производстве, нередко тесно связаны с теневыми структурами. Продолжение экономической реформы требует изменения подхода к преобразованию предпринимательства.

Государственное регулирование осуществляется в рамках государственного сектора. В мировой экономической науке понятие госсектора связано со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении. В таком понимании этот сектор выступает в качестве основы, опираясь на которую государство может выполнять свои функции. Например, бюджет (часть госсектора, расположенного в сфере распределения) нужен ему для перераспределения доходов, финансирования выпуска общественных товаров и т.д. В сфере распределения удельный вес государства очень велик. В производстве вмешательство государства должно быть минимальным, в обмене — практически равно нулю.

Доля государственного сектора в разных странах различна. Европейский центр государственного предпринимательства для оценки его доли в экономике использует такие показатели, как:

— доля государства в ВНП;

— численность занятых на государственных предприятиях;

— инвестиции, доля субвенций и налогов в ВНП и др.

Уровень огосударствления производства и размеры государственного сектора существенно различаются по странам. Так, в Китае государственный сектор дает свыше 50% валового общественного продукта. В Италии удельный вес госсектора составляет 39-42%, в том числе в промышленности — 30%. Во Франции госпредприятия производят 1/3 ВНП.

Важнейшими причинами исторического роста государственного сектора в экономике выступали и выступают войны и национальная оборона, инфраструктурное обеспечение макроэкономических процессов, рост народонаселения, урбанизация, проблемы окружающей среды, эгалитаризм (равенство).

Государственное предпринимательство охватывает отрасли, которые ему оставляет частный сектор. Прежде всего это отрасли, в каких отдача либо невелика, либо наступает через длительное время. Это капиталоемкие и малорентабельные звенья производственной и социальной инфраструктуры: энергетика, транспорт, связь, сферы образования и здравоохранения. Кроме того, сюда относится и деятельность государства по “оздоровлению” отраслей, переживших кризис, или активизации экономики в целом (национализация либо убыточных предприятий и отраслей, либо таких отраслей, ускоренное развитие которых необходимо для повышения конкурентоспособности негосударственного сектора). Государственное предпринимательство распространяется на национальную оборону и безопасность, поддержание экологической безопасности и др.

Государственный сектор и предпринимательство опираются на государственную собственность.

Вся мировая история свидетельствует, что государственная собственность при любом общественном строе и политическом режиме служит одной из ключевых опор государства и составляет важнейшую часть государственного управления. Государственная собственность страны позволяет ей выступать в качестве самостоятельного субъекта экономических правоотношений с другими странами; это гарант соответствующих договоров и соглашений.

Наличие государственной собственности помогает обеспечивать благоприятные макроэкономические условия для успешной работы частного сектора; государственная собственность гарантирует функционирование некоммерческой социальной среды. Эта собственность поддерживает национальную безопасность (от финансирования органов правопорядка до содержания армии). Наконец, реализуя право собственности на природные ресурсы (в первую очередь на землю), государство создает устойчивые связи со множеством местных структур, хозяйствующих субъектов.

Доля государственной собственности в национальном богатстве колеблется от 20% в США до 35% в Италии. В Японии на госпредприятия приходится более 10% основных фондов и около 9% занятых в народном хозяйстве.

В большинстве стран в сферу государственной собственности в той или иной мере в разные периоды входили земельные угодья, ресурсы недр, денежные средства, золото-валютные резервы, промышленные предприятия, военные объекты, электроэнергетика, транспорт, связь, телеграф и телефон, почта, автомобильные и железные дороги, авиакомпании и т.д.

Базой применения государственной формы собственности являются те сферы экономики, в которых велика потребность в прямом централизованном управлении, осуществлении государственных инвестиций, в которых ориентация на прибыльность не является критерием, достаточным для функционирования в общественных интересах.

Факторами, способствующими распространению государственной собственности, являются дезорганизации или устойчивые нарушения функционирования рынков (в частности, в результате монополизации, военных потрясений и разрух), слабость национального частного капитала, военно-стратегические, нередко и политические мотивы.

Значительную долю в государственной собственности занимают государственные предприятия. В странах с развитой рыночной экономикой существует несколько типов государственных предприятий, среди которых можно выделить: собственно государственные предприятия, находящиеся под непосредственным, прямым контролем государственных органов управления; публичные корпорации, называемые в США правительственными корпорациями, а во Франции — национальными обществами.

Реферат — Экономика

Другие рефераты по предмету Экономика

ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Курсовая работа по Экономической теории

Напсо Марина Всевладовна

г.Оренбург, ул.Юркина, д.17, кв.2

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

П Л А Н Р А Б О Т Ы

  1. Введение
  2. Понятие государственного предпринимательства
  3. Формы регулирования государственного предпринимательства.
  4. Организационно-правовые формы государственного предпринимательства, их характеристика.

В результате проведения «ваучерной» приватизации решена одна из основных задач экономической реформы — создана необходимая для функционирования рынка «критическая масса» приватизированных предприятий. Около 70 процентов занятых в промышленности к 1 июля 1994 года стали работать на полностью или частично приватизированных предприятиях, доля которых в общем объеме стоимости имущества составила примерно 60 — 70 процентов.

Наступивший период денежной приватизации в силу естественных причин (приватизация за деньги имеет гораздо меньший спрос, чем за чеки) привёл к резкому сокращению ее темпов. Произошёл переход от приоритета количественных параметров и динамики процесса приватизации к приоритету качества функционирования приватизированных предприятий. Это означает, что оставшийся неприватизированным сектор экономики стал сокращаться невысокими темпами. В этих условиях резко повышается роль управления государственным сектором экономики, особенно в связи с трансформацией организационно-правовых форм государственных предприятий.

Стало ясно, что разрушение монополии государственной собственности не означает отказа от госсобственности как таковой. Она остается, хотя попытки априорного количественного определения ее роли в экономике страны едва ли можно признать плодотворными. Можно только утверждать, что этот сектор российской экономики в силу специфических путей развития России будет в обозримом будущем достаточно крупным. Поэтому необходимо научиться управлять госсобственностью по-новому, не реанимируя административно-командную систему.

Можно выделить два основных способа управляющего воздействия на предприятия и их объединения.

1.Государственное регулирование, которое включает установление нормативной базы рыночной экономики («правил игры») и применение косвенных, экономических методов управления по отношению к предприятиям всех форм собственности (включая государственные).

2.Государственное предпринимательство, то есть непосредственное воздействие на управление предприятиями и их объединениями, когда государство выступает в качестве собственника имущества или пакета акций акционерных обществ (АО).

К числу организационно-правовых форм, в которых функционируют государственные предприятия и предприятия с государственным капиталом, относятся казенные предприятия (казенный завод, фабрика, хозяйство), государственные коммерческие предприятия, АО со 100-процентным государственным капиталом, а также АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет или золотая акция. Одновременно требуют регламентации взаимоотношения между органами государственного управления и новыми формами объединения предприятий — холдингами и финансово-промышленными группами. Необходима также конкретизация такой формы отношений, как передача акций, принадлежащих государству, в доверительную собственность (траст).

При переходе к рыночной экономике её главным регулятором становится рынок, который экономически, законами спроса и предложения, определяет развитие общественно-необходимого производства, цену товара, его качество, потребительские свойства, даёт импульс развитию научно-технического прогресса и в тоже время гасит ненужное, нерентабельное, неконкурентноспособное производство. Рынок воздействует тем самым на интересы предпринимателей, заставляет их улучшать производство, качество товара. Конкуренция предпринимателей понуждает их снижать затраты на производство и соответственно цены. В этом смысле воздействие на экономику с помощью интереса оказывается более существенным, нежели в условиях административно-командной системы, где главным способом воздействия выступали директивные команды государственного руководства хозяйства на основе планов, а экономические меры находились на втором месте. Надо сказать, что государственное всеобъемлющее руководство экономикой имеет в принципе большие возможности заставить производство развиваться в определённом направлении. Государство может способствовать решению макрозадач путём сосредоточения усилий на избранном направлении. Поворот к рынку в нашей стране поставил дилемму двух выборов: социалистического переустройства плановой экономике в сторону рынка на базе общественных форм собственности, или отказа от последних, глобальной приватизации и регресса к капиталистической модели. Однако независимо от этого при любой рыночной модели возникает вопрос о роли государ�


Статьи по теме