Перейти к содержанию

Физическое Воспитание Детей Дошкольного Возраста Курсовая

Физическое Воспитание Детей Дошкольного Возраста Курсовая.rar
Закачек 3394
Средняя скорость 4826 Kb/s
Скачать

Раздел I. Возрастные анатомо-физиологические
особенности развития дошкольников 4

Возрастные особенности детского организма 6

Раздел II. Условия нормального развития и
укрепления здоровья детей 8

Режим дня ребенка 8

Воспитание культурно-гигиенических навыков 9

Формирование осанки и профилактика плоскостопия 11

Раздел III. Методические указания к проведению занятий по физической культуре с
детьми дошкольного возраста 14

Структура и организация занятий 14

Подбор физических упражнений и организация занятий
с детьми разных возрастных групп 17

Методические рекомендации к проведению
физических занятий на улице 19

Раздел IV. Физическое воспитание дошкольника 20

Утренняя гимнастика 20

Обучение основным движениям 22

Лазание и ползание 25

Общеразвивающие упражнения 31

Подвижные игры 32

Упражнения спортивного характера 34

Раздел V. Педагогический контроль занятии
по физической культуре 39

Показатели правильного выполнения детьми
основных видов движений 40

Список ссылок 44

Список использованной литература 45

Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком.

Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как и них дети проводят большую часть дня. С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также предусматривать физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность ребенка в движении.

Болезненный, физически плохо развитый ребенок обычно отстает от здоровых детей в учебе. У него хуже память, его внимание быстрее утомляется, и поэтому он не может хорошо учиться, а родители и даже педагоги нередко ошибаются, считая ребенка лентяем. Эта слабость вызывает также и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка.

Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.

Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи.

Вот почему так справедливо отмечал выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Поэтому крайне важно правильно поставить физическое воспитание именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.

Я выбрал данную тему потому как считаю, что гармоничное развитие любого государства невозможно без крепких всесторонне развитых людей, составляющих его общество. А такие важные данные человека как сила, воля, выдержка, здоровье, жизнерадостность, физическая активность прививаются именно в детском возрасте, как бы ни был красив цветок, а если его не поливать в зародыше, расцвести ему не будет суждено никогда.

Таким образом, физического воспитания детей имеет огромное значение для будущего всего общества и цель физического воспитания в дошкольном учреждении это создание всех необходимых и благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности. А потому во время планирования и проведения в дошкольных учреждениях занятий по физической культуре, необходимо учесть возрастные анатомо-физиологические особенности развития ребенка (чему посвящен I раздел данной курсовой работы), создать все условия для нормального физического развития детей (II раздел).

В данной работе я также рассмотрел методические рекомендации по проведению физических занятий с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста (III раздел).

Следует также заметить, что к развитию ребенка нужно подходить планомерно, уделяя внимание всем видам упражнений: основные виды движений, общеразвивающие и игровые упражнения, упражнения спортивного характера, а также нельзя забывать об утренней гимнастике и занятиям с детьми на улице (IV раздел).

Учитывая, что необходимый эффект в правильном формировании ребенка дают лишь те упражнения, которые выполняются им правильно, следует на всех занятиях уделять время педагогическому контролю за верностью выполнения детьми тех или иных упражнений (V раздел).

Таким образом, данная курсовая работа содержит введение, 5 разделов основной части, подразделы, заключение и список использованной литературы. И состоит из 45 стр., 2 табл., 12 рис.

Раздел I. Возрастные анатомо-физиологические
особенности развития дошкольников

Знание возрастных особенностей развития ребенка поможет подобрать физические упражнения, закаливающие процедуры, следить за физическим и психическим развитием детей.

Организм дошкольника интенсивно развивается. На протяжении первых семи лет жизни у него не только увеличиваются все внутренние органы, но и совершенствуются их функции. Основными показателями физического развития ребенка являются рост, масса тела и окружность грудной клетки. Зная эти показатели можно сравнить данные физического развития конкретного ребенка в группе со средними показателями развития детей соответствующего возраста (см. таблице 1) [1].

Средние показатели физического развития дошкольников
(по данным 1992-1994 гг.)

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Руководитель Чикуров A.И

подпись, дата инициалы, фамилия

Студент Саакян А.А ФК 12-01 Б 67886899

инициалы, фамилия номер группы, зачетной книжки

1.Изучить физическое воспитание детей дошкольного возраста 3

3.Раскрыть основы методики развития физического воспитания детей дошкольного возраста в семье 3

1 ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5

1.1 Специфика физического воспитания дошкольников 5

1.2 Возрастные особенности физического развития дошкольников 9

2 ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ 12

2.1 Формы организаций детей дошкольного возраста в семье 12

1.2Работа дошкольного учреждения с родителями по физическому воспитанию дошкольников 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 18

Актуальность. Физическое воспитание ребёнка в условиях учреждений для детей дошкольного возраста является важной и ответственной задачей общественного воспитания, т.к. все дети, начиная с самого раннего возраста, должны расти здоровыми, крепкими, гармонически развитыми и чтобы они хорошо учились. Именно в дошкольном детстве формируется здоровье, общая выносливость, работоспособность, активная жизнедеятельность и др. качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями и навыками.

К моменту поступления в школу дети должны овладеть определённым запасом двигательных умений и навыков, которые позволят им адаптироваться к новым условиям и требованиям, предъявляемым к учебной деятельности, помогут более успешно усваивать школьную программу не только на первых, но и на последующих этапах обучения, проявления интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и в частности всей физкультурно-спортивной деятельности.

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Физическое воспитание детей дошкольного возраста в семье».

Цель исследования – изучить физическое воспитание детей дошкольного возраста в семье

Объект исследования – процесс физического воспитания детей дошкольного возраста, осуществляемый в семье.

Предмет исследования — методика развития физического воспитания детей дошкольного возраста

Изучитьфизическоевоспитание детей дошкольного возраста

Рассмотреть возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольников

Раскрыть основы методики развития физического воспитания детей дошкольного возраста в семье

При написании курсовой работы использовался метод изучения и анализ литературных источников.

1 Физическое воспитание детей дошкольного возраста

1.1 Специфика физического воспитания дошкольников

Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляются наиболее интен­сивный рост и развитие важнейших систем организма и их функ­ций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно не­обходимыми двигательными умениями, гигиеническими навыка­ми и т.д Аркин Е.А. пишет[1].

Основой всестороннего развития ребенка впервые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия (в яслях, детских садах и семье), а также свободная дви­гательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т.п., улучшают деятельность сердечно-сосудис­той, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двига­тельный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают ус­тойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ре­бенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществ­ляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрез­вычайно трудно.

Наиболее общими задачами для детей дошкольного возраста являются изложенные ниже Кондрашова Н.В. выделяет[7].

1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внеш­ней среды путем его закаливания. С помощью разумно дозируемых оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воз­ душные процедуры) слабые защитные силы детского организма существенно возрастают. При этом повышается сопротивляемость простудным заболеваниям (ОРЗ, насморк, кашель и др.) и ин­фекционным болезням (ангина, корь, краснуха, грипп и др.).

2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки (т.е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности). Важно обращать внимание на укрепление мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, так как оно может существенно ограничить двигательную активность ребенка. Для гармоничного развития всех основных мышечных групп необходимо предусматривать упражнения на обе стороны тела, упражнять те группы мышц, которые в меньшей мере тренируются в повседневной жизни, упражнять слабые группы мышц.

Необходимо также с ранних лет создавать у ребенка представле­ние о правильной осанке. Действенным средством предупреждения нарушений осанки: сутулости, асимметрии плеч и лопаток, а так­же сколиозов (заболеваний позвоночника, вызываемых слабостью мышц спины и длительным пребыванием тела в физиологически неудобных положениях) — являются физические упражнения.

Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Активная двигательная деятельность ребен­ка способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме, оптимиза­ции пищеварения и теплорегуляции, предупреждению застойных явлений и т.д. Физическая культура, придавая естественному про­цессу становления форм и функций растущего организма опти­мальный характер, создавая благоприятные для этого условия, содействует тем самым нормальному функционированию всех сис­тем детского организма.

Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости). В дошкольном возрасте процесс вос­питания физических способностей не должен являться специально направленным по отношению к каждому из них. Наоборот, на ос­нове принципа гармонического развития следует так подбирать средства, менять деятельность по содержанию и характеру и регулировать направленность двигательной активности, чтобы обеспе­чивалось комплексное воспитание всех физических способностей.

1. Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков.

В дошкольном возрасте вследствие высокой пластичности нервной системы довольно легко и быстро усваивают новые формы движе­ний. Формирование двигательных умений осуществляется параллельно с физическим развитием: к трем месяцам необходимо содействовать формированию умений поднимать и удерживать голову; к шестому месяцу формировать элементарные движения рук, умение ползать, переворачиваться со спины на живот, удерживать туловище, лежа на животе с опорой руками; к одиннадцатому месяцу необходимо на­учить садиться, ложиться, стоять и ходить, держась за предметы; к первому году жизни ребенка необходимо научить ходить; к третье­му году жизни ребенок должен освоить ходьбу, бег, лазание; к чет­вертому году формируют навыки метания различных предметов, спрыгивания с высоты, ловли предмета, катания на трехколесном велосипеде; к пятому-шестому годам ребенок должен уметь выполнять большинство двигательных умений и навыков, встречающихся в быту и жизни: бегать, плавать, ходить на лыжах, прыгать, лазать по ле­сенке вверх, переползать через преграды и т.п.

2. Формирование устойчивого интереса к занятиям физичес­кой кой культурой.

Детский возраст является наиболее благоприятным для форми­рования устойчивого интереса к занятиям физическими упражне­ниями. Но при этом необходимо соблюдать ряд условий[7].

Прежде всего, необходимо обеспечить посильность заданий, успешное выполнение которых будет стимулировать детей на бо­лее высокую активность. Постоянная оценка выполненных зада­ний, внимание и поощрение будут способствовать выработке по­ложительной мотивации к систематическим занятиям физичес­кими упражнениями.

В процессе занятий необходимо сообщать детям элементарные физкультурные знания, развивая их интеллектуальные способно­сти. Это позволит расширить их познавательные возможности и умственный кругозор.

Воспитание морально-волевых качеств (честности, решитель­ности, смелости, настойчивости и др.).

Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, хотя и являются относительно самостоятельными, на самом деле теснейшим образом взаимосвязаны, а поэтому, и решаться должны решаться на физкультурных занятий в обязательном единстве, в комплексе. Только в этом случае ребенок приобретает необходимую базу для дальнейшего всесто­роннего, не только физического, но и духовного развития[6].

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Белорусский государственный университет

Кафедра теории и методики физического воспитания и спорта

Курсовая работа на тему:

Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Перечень условных обозначений. 3

ГЛАВА 1. Возрастные особенности развития организма ребёнка-дошкольника. 6

1.1 Анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста…………………………….………………………………………….6

1.2 Особенности возрастного развития физических качеств………………..9

ГЛАВА 2. Методика занятий физической культурой детей дошкольного возраста……………………………………………………………..………..12

2.1 Задачи и средства физического воспитания ……………………….…12

2.2 Формы организации работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста……………………………………………………. 15

2.3.Принципы обучения в системе физического воспитания……………………………………………………………………18

2.4.Врачебно-педагогический контроль за физическим воспитанием……………………………………………………………….…21

2.5 Содержание занятий физической культуры с детьми дошкольного возраста. 25

Список использованной литературы……………………………………….33

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

ДАД — диастолическое артериальное давление

ЖКТ – желудочно-кишечный тракт

САД — систолическое артериальное давление

ТиМФВ – теория и методика физического воспитания

УГГ — утренняя гигиеническая гимнастика

ФВ — физическое воспитание

ФК — физическая культура

ФН — физическая нагрузка

ФУ — физические упражнения

ЧСС — частота сердечных сокращений

В настоящее время внимание педагогов, психологов, физиологов привлечено к дошкольному возрасту, поскольку практический опыт и многочисленные научные исследования свидетельствуют о существовании в данном периоде онтогенеза человека больших, зачастую неиспользуемых психофизиологических резервов развития ребенка.

Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями, гигиеническими навыками и т.д.

Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия (в яслях, детских садах и семье), а также свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т.п., улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.[13]


Статьи по теме