Перейти к содержанию

Фгос Словарь Основных Терминов

Фгос Словарь Основных Терминов.rar
Закачек 2068
Средняя скорость 2877 Kb/s
Скачать

Словарь основных терминов ФГОССоставлено на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Статья 2

Предварительный просмотр:

Словарь основных терминов ФГОС

Составлено на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Статья 2

ФГОС — федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Образование — целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.

Вариативность образования — это тенденция, характеризующая способность образования соответствовать мотивам и возможностям различных групп учащихся и индивидуальным особенностям отдельных учащихся.

Стандартизация образования — это тенденция, характеризующая систему ограничений, накладываемых на вариативность образования в связи с необходимостью обеспечения равенства возможностей учащихся в образовательном пространстве.

Основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени общего образования, высшего образования (по каждому направлению (специальности) и уровню) и реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Рабочая программа — нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся, педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОС. Таким образом, рабочая программа по предмету — это документ, который составляется с учетом особенностей образовательного учреждения, особенностей учащихся конкретного класса. Рабочая программа — индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

Универсальные учебные действия (УУД) — умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта, обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся в различных предметных областях, в построении учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых,

Компетентность (лат. competens — подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) — качество человек и обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным; способность к осуществлению реального, жизненного действия и квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность. Компетентность — потенциальная готовность решать задачи со знанием дела; включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты и предполагает знание существа проблемы и умение её решать; постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях, то есть обладание оперативным и мобильным знанием. Компетентность — это обладание определённой компетенцией, то есть знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить суждения и принимать решения.

Компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода.

Метапредметность («мета — «за», «через», «над», то есть выход за рамки собственно предмета) -основана на интеграции, на универсальных знаниях.

Метапредмет — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала; это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов.

Деятельностный подход — это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Технологическая карта — форма технологической документации, в которой описан весь процесс деятельности, указаны операции и их составные части, материалы, оборудование, время, промежуточные результаты.

Технологическая карта урока — современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса и помогает учителю реализовать планируемые результаты ФГОС, системно формировать у учащихся универсальные учебные действия; проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы; на практике реализовать межпредметные связи; выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — междисциплинарное понятие с многовековой историей, обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле, — на содержания и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Словарь основных терминов ФГОС

Составлено на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Статья 2

ФГОС — федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени общего образования, высшего образования (по каждому направлению (специальности) и уровню) и реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Рабочая программа — нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся, педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОС. Таким образом, рабочая программа по предмету — это документ, который составляется с учетом особенностей образовательного учреждения, особенностей учащихся конкретного класса. Рабочая программа — индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

Универсальные учебные действия (УУД) — умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта, обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся в различных предметных областях, в построении учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности.

Компетентность (лат. competens — подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) Компетентность — потенциальная готовность решать задачи со знанием дела; включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты и предполагает знание существа проблемы и умение её решать; постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях, то есть обладание оперативным и мобильным знанием. Компетентность — это обладание определённой компетенцией, то есть знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить суждения и принимать решения.

Компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода.

Метапредметность («мета — «за», «через», «над», то есть выход за рамки собственно предмета) -основана на интеграции, на универсальных знаниях.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

— Федеральный Государственный образовательный стандарт (в соответствии с Федеральным законом № 309-ФЗ от 5 декабря 2007 года, ФГОС по НОО утвержден приказом МО и Н РФ от 6 октября 2009 г. № 373)

Требования к результатам освоения ФГОС

– требования к результатам освоения; требования к структуре основной образовательной программы; требования к условиям реализации основной образовательной программы.

— совокупность факторов, формируемую укладом жизнедеятельности школы: материальные ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинской помощи, психологический климат.

— Потребность в общем образовании понимается как социальное отношение между теми или иными субъектами образовательного процесса.

— педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности.

Универсальные учебные действия

— способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятель-ному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

– конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий.

Функции универсальных учебных действий

— обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

— создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

— обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

– возникновение, выделение, определение и осознавание целей.

деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением…

— обстоятельства и условия деятельности учащихся, содержащие противоречия, не имеющие однозначного решения.

– вопрос, отражающий сущность, основное противоречие рассматриваемой темы, не предполагающий однозначного тривиального ответа.

— организационная форма работы, которая (в отличии от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов.

— такое образование, в котором личность ученика, студента была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей в тандеме учитель—ученик, чтобы традиционная парадигма образования учитель—учебник—ученик была со всей решительностью заменена на новую: ученик—учебник—учитель.”

— это такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.

– умение ставить и решать определенные типа коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения (

Основная образовательная программа (ООП)

– программа, определяющая цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на определенной ступени общего образования; направленная на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарноэпидемиологических правил и норм.

— универсальные учебные действия. В широком значении – это саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного присвоения нового социального опыта. В узком (психологическом) значении — это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Блоки УУД – личностные, метапредметные, познавательные, коммуникативные, регулятивны(подходы Л.С.Выготского. А.Н.Леонтьева. Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В Давыдова

– единица деятельности, составляющая ее конкретное выражение, реализуемая обучающим и обучаемым и направленная на достижение целей и задач обученияКомпетентность – уровень обладания компетенцией, владение знаниями; быть знающим, сведущим.

– выраженная в абстрактной или конкретной форме возможность человека отражать и преобразовывать мир идей и реальную действительность, активное отношение к окружающему миру.

Деятельностная парадигма образования

– концепция, схема развития личности учащегося на основе изучения универсальных способов познания и ос воения мира. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

– проверенный практикой результат процесса познания, оно возникает как продукт общественной, духовной и материальной деятельности. Не всякое отражение действительности есть знание. Именно знание позволяет видеть цель деятельности.

– уровень обладания компетенцией, владение знаниями; быть знающим, сведущим.

– умение эффективно сотрудничать с учителем и со сверстниками (умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться), умение учитывать позицию собеседника, понимание и уважение иной точки зрения, умение обосновывать и доказывать свое мнение, четко ставить вопросы и правильно выражать свои мысли, используя также невербальные средства общения (мимика, поза, жесты, интонация и др.)

– система связанных между собой взглядов на факты, явления, способ понимания, трактовки фактов, явлений, процессов, основная точка зрения на предмет или явление.

– система связанных между собой и взаимообусловленных взглядов на конкретные направления развития образования в современных условиях его реформирования.

– развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности на основе компетенции уметь учиться.

– действие смыслообразования, например, интереса и мотивации, нравственно-этическое оценивание, умение и желание задавать вопросы, формирование желания выполнять учебные задания, осознание себя в окружающем мире.

– освоение обучающимися универсальных учебных действий (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные), способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

– действие или система действий, осуществляемых почти автоматически и выработанных на основе практики упражнений – многократного повторения. Навык может быть применим как к умственным, так и двигательным действиям

– исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения.

– формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; развитие логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольной памяти и внимания.

– общеучебные универсальные действия, универсальные логические действия, включающие в себя самостоятельность в выделении и формулировании познавательной цели, поиск обучающимися необходимой информации ( в том числе с помощью компьютера), выбор наиболее эффективных способов действий на основе анализа, синтеза, сравнения, обобщения с использованием знаково-символических средств, а также широкого спектра логических действий и операций.

– осознанные и систематизированные знания о связях, отношениях и сущностных признаках предметов и явлений; это не только сохраненный в памяти обучающихся результат их мыслительной деятельности, но и узловые пункты познания, которые выполняют роль средств познания

Предметные результаты образовательной деятельности

– конкретные элементы социального опыта – знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета

Результат освоения основной образовательной программы

– личностный результат, метапредметный результат, предметный результат.

– действия, дающие возможность ставить цели, планировать, прогнозировать, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы и оценивать успешность усвоения материала.

– определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего способа жизни. Для учащихся следует выделить два типа действий: действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивов и действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей

– образец, эталон, модель; нормативно-технический документ, устанавливающий единицы величин, термины и их определения, а также требования к деятельности и ее результатам.

– нормативный документ, закрепляющий обязательные требования к образованию, целям, содержанию и результатам обучения и воспитания

– сознательное владение приемами учебной деятельности и способность их эффективного применения в иных, новых условиях в процессе познания. Умение – основа, важнейшее условие и средство реализации деятельности обучающихся.

– совокупность ценностей, на достижение которых направлена активность личности. Ценностные ориентации дают определенный личностный смысл тем объектам и явлениям, с которыми встречается личность, и потому рассматриваются как регуляторы поведения индивида.

– освоение базовых национальных ценностей российского общества, освоение системы общечеловеческих ценностей и системы ценностей народов России, связанных общей исторической судьбой, приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы в контексте формирования гражданской идентичности.

– навыки общения, в основе которых лежит процесс передачи и получения какого-либо сигнала или сообщения. Для осуществления коммуникации необходимо, чтобы отправитель сигнала (коммуникатор) и его получатель (адресат) имели общий язык (код), т.е. имели общий смысл и необходимость общения, умение слушать и понимать друг друга.


Статьи по теме