Перейти к содержанию

Детская Энциклопедия Лекарственные Растения

Детская Энциклопедия Лекарственные Растения.rar
Закачек 2098
Средняя скорость 7701 Kb/s
Скачать

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Уже в глубокой древности люди научились распознавать среди множества трав целебные и использовать их для лечения. В наше время лекарственные растения хорошо изучены. Их очень много (более 500 видов) в наших лесах, степях, на лугах. Целебные действия лекарственных растений объясняются тем, что в их листьях, стеблях, корнях, цветках или плодах содержатся витамины, пахучие, вяжущие, ядовитые или другие вещества, применяемые в медицине. Они вырабатываются в определенное время жизни растения. Поэтому нужно точно знать не только растения, какие следует заготовить, но также когда и где их собирать.

Кто из вас не знает подорожника большого? Он растет возле дорог и тропинок, и розетки его листьев мы буквально топчем ногами. Листья подорожника употребляют как средство от ушибов, нарывов, при перевязках ран как кровоостанавливающее средство.

В средней и южной полосе СССР встречается ромашка лекарственная. Краевые цветки ее корзинок белые, а средние, трубчатые — желтые. От других, похожих видов ромашек она отличается выпуклым цветоложем, внутри пустым. Для лечебных целей используют цветочные корзинки и добываемое из них эфирное масло. Употребляется лекарственная ромашка как потогонное, противосудорожное и улучшающее пищеварение средство, а также для припарок, примочек и полосканий.

В мае в лесах вас радуют белоснежные душистые цветки ландыша. Но немногие из вас знают, что его цветки и листья употребляются для лечебных целей. Соцветия срезают у основания кисти или обрывают одни цветки и тотчас сушат. Одновременно собирают листья, но укладывают, а затем и сушат их отдельно. Приготовленные из ландыша капли употребляются как сердечное успокаивающее средство. На лугах, в лесах растет валериана возвышенная и другие ее виды. Корни и корневища валерианы имеют характерный запах. Приготовленные из них капли широко применяются при нервных расстройствах и болезнях сердца.

Кустарник малину обыкновенную вы найдете в лесу, на вырубке, на берегу реки или в овраге. Из его красных плодов приготовляют потогонный напиток, помогающий при простуде. То же действие оказывают высушенные соцветия липы, которые заготавливают вместе с прицветным листом. По всему Советскому Союзу в лесах и кустарниковых зарослях произрастает черемуха. Ее черные вяжущие плоды созревают в августе. Плоды и кору черемухи используют для получения настоев и отваров, применяемых при кишечных расстройствах. Такое же действие оказывают шаровидные сизо-черные сладкие ягоды черники, широко распространенной в хвойных лесах.

Оче«ь полезное растение — шиповник обыкновенный, колючий кустарник с красивыми крупными розовыми цветками. Плоды его богаты витамином С. Из высушенных плодов приготовляют различные противоцинготные препараты и настойки. Для лечебных целей используют также луковицы некоторых видов рябчиков, произрастающих в различных районах нашей страны, и сочные корневые клубни ятрышников. Первые употребляют при легочных заболеваниях и кашле. Препараты из молодых корневых клубней ятрышников (салеп) применяются при отравлении и кишечных катарах у детей.

Лекарственные растения: 1 — белладонна; 2 — плод белладонны; 3 — корень белладонны; 4 — можжевельник обыкновенный; 5 — шишкоягода можжевельника; 6 — шиповник обыкновенный; 7 — плод шиповника; 8 — папоротник щитовник мужской; 9 — бузина черная; 10 — плоды бузины черной; 11 — черника; 12 — валериана; 13—корень валерианы;

В средней и северной Полосе РСФСР, на Урале и Кавказе произрастает вечнозеленый кустарник с жесткими линейношиловидными листьями, расположенными по три в мутовке. Это можжевельник обыкновенный. Его сушеные зрелые ягодообразные шишки и содержащееся в них эфирное масло оказывают мочегонное действие и способствуют пищеварению.

В лесной зоне часто встречается многолетнее растение папоротник щитовник мужской. Подземный стебель его — корневище — несет крупные перистые листья. Оно ядовито. Из него изготовляют препараты против ленточных глистов. По болотистым местам нашего Севера широко распространены сфагновые мхи. Издавна они применялись как перевязочный материал для гнойных ран. Рекомендуется собирать сфагнум с длинными стеблями (более 7 см). Сильно ядовитыми растениями являются белена обыкновенная, белладонна (красавка) и дурман обыкновенный, а также аконит, или борец (см. ст. «Ядовитые растения»).

14 — белена обыкновенная; 15 — плоды белены; 16 — ромашка лекарственная; 17 — разрез корзинки ромашки лекарственной; 18 — дурман обыкновенный; 19 — мак снотворный; 20 — коробочка мака снотворного; 21 — клещевина; 22 — семя клещевины; 23 — коробочка клещевины; 24 — мята; 25 — цветок мяты.

Белена обыкновенная растет на засоренных местах и пустырях (главным образом в УССР). Из листьев, собранных во время цветения, получают вещество, используемое в наружных болеутоляющих лекарствах и как средство от кашля. Белладонна — высокое травянистое растение с черными блестящими ягодами, похожими на вишню. Ядовиты все части растения. Растет белладонна в Крыму, на Кавказе, в Карпатах. Препараты из листьев и корней принимают при болезнях желудка и кишечника. Вещество атропин, получаемое из этого растения, имеет широкое применение при лечении внутренних органов. Оно необходимо также при лечении глазных заболеваний для расширения зрачка. Дурман обыкновенный, или «бешеное зелье», часто встречается на сорных местах и пустырях в Крыму, на юге Европейской части СССР и на Кавказе. Это растение с довольно крупными листьями и большими сильно пахнущими белыми цветками. Из сухих листьев и семян дурмана получают успокаивающее средство, применяемое при астме и судорожном кашле. А конит джунгарский и аконит караколъский произрастают в Средней Азии. Из их крупных клубней, собранных осенью, извлекают ядовитые вещества, которые прописывают больным в очень малых дозах как болеутоляющее средство.

Своеобразное лекарственное растение — спорынья. Она относится к паразитным грибам, поражающим злаки. Ядовитые черно-фиолетовые рожки ее (длиной от 1 до 5 см) образуются чаще всего на колосьях ржи. Собирают рожки спорыньи перед жатвой или после обмолота хлебов. После сбора их нужно подвергнуть сушке, пока они не будут ломаться с треском. В готовом к сдаче виде рожки должны быть черно-фиолетового цвета снаружи и бледно-фиолетовой окраски в изломе, Рожки спорыньи — ценное лекарственное сырье, из которого приготовляют кровоостанавливающее средство.

Познакомившись с некоторыми лекарственными растениями, вы заметили, что у одних из них используются листья, у других — стебли, цветки, плоды и почки, у третьих — подземные органы: корни, корневища, луковицы, клубни. Почти каждое лекарственное растение требует своего особого способа сбора и сушки. Обычно в средней полосе Европейской части СССР почки, кору, а также некоторые корневища собирают весной (март — май). Летом (июнь — июль) заготавливают листья, цветки, олиственные и цветоносные стебли, мох сфагнум. При крайней необходимости последний можно собирать в любое время года. Осенью (август — октябрь) выкапывают подземные органы растений, а также заготавливают плоды. В специальной литературе все сроки указываются более точно. Прежде чем приступить к сбору определенных лекарственных растений, их необходимо изучить, чтобы не спутать с другими, похожими видами. Далее нужно установить места сбора, где имеются требующиеся виды в соответствующей фазе развития, причем в нужном количестве (чтобы заготовка была целесообразна).

При сборе лекарственных растений используют лопаты, грабли, вилы с загнутыми концами, ножи из нержавеющей стали (железные ножи портят растения). Чтобы собранные части растений не слеживались, корзины, в которые их складывают, должны быть широкие, но не глубокие (не рекомендуется использовать мешки и ящики). Более глубокие корзины (50 см высотой, с шириной дна 12X16 см) можно взять лишь для сбора плодов. Хорошо обшить их изнутри какой-либо прочной тканью, чтобы лучше сохранить заготавливаемый материал.

Собирают лекарственное сырье в хорошую погоду, когда роса уже обсохла. Нужно помнить, что многие растения содержат ядовитые вещества. Поэтому не следует брать их в рот, нельзя также во время сбора ядовитых растений прикасаться руками к глазам. После сбора руки необходимо тщательно вымыть. Нельзя собирать запыленные и загрязненные растения, а также пораженные грибными болезнями и источенные насекомыми. Нужно следить, чтобы с данным видом лекарственного растения не попали другие. Подземные органы (корни, корневища) после сбора следует промыть в холодной проточной воде.

Особого внимания и аккуратности требует заготовка плодов и семян. Из сочных плодов обычно собирают ягоды черники, брусники, голубики, клюквы и т. д., костянки черемухи, крушины, сложные плоды малины, земляники, шиповника и др. Собирать их следует в зрелом состоянии, рано утром или вечером — тогда они не скоро портятся. Загрязненные сочные плоды срывать не рекомендуется (мыть их нельзя из-за быстрой порчи). В корзине они должны лежать свободно, поврежденные ягоды нужно отобрать и выбросить.

К сушке следует приступить тотчас после сбора растений, удалив различные примеси. Сушат растения на открытом месте или в хорошо проветриваемых помещениях: на чердаках, в ригах, сараях, если там достаточно сухо и чисто. Под железной крышей сушка идет быстрее и лучше, чем под черепичной, соломенной или деревянной. Иногда материал подвергают сушке на русской печи. Нельзя сушить собранное сырье на солнце или в сильно освещенных помещениях.

Большое значение имеет температура. Так, например, рожки спорыньи нельзя сушить при температуре выше 50°, так как тогда они теряют свои целебные качества. Ароматические растения требуют для сушки температуры не выше 25—30°, а корни алтея — не выше 35°. Листья белены и белладонны высушивают при 50—60°. Сочные плоды при сушке следует располагать равномерным рыхлым слоем на полотнищах, холстах или чистых рогожах, укрепленных на рамках, а не на полу. Время от времени их следует осторожно перемешивать, но так, чтобы они не крошились и не мялись.

После сушки следует проверить, удовлетворяет ли полученный материал требуемым для сдачи (кондиционным) условиям. С ними, а также с. образцами заготавливаемых растений необходимо ознакомиться заранее на заготовительных пунктах. Доброкачественно высушенное сырье следует тщательно упаковать в чистые мешки, рогожные кули или другую тару и как можно скорее сдать на заготовительные пункты. Хранить готовую продукцию можно лишь в сухом, проветриваемом помещении. Всякий запах передается сырью и обесценивает его. Надо защищать его также от прямых солнечных лучей, загрязнения и сырости. Чем натуральнее окраска заготовленных растений и чем чище собранный материал, тем он лучше.

В СССР ежегодно заготавливают большое количество лекарственного сырья. Часть его экспортируется в другие страны. В этом важном для нашей Родины деле большую помощь можете оказать вы, школьники.

В лекарственных травах содержится минимум одно вещество, обладающее лечебными свойствами. Это вещество или вещества зачастую неравномерно распределены по тканям и частям растения. Поэтому при сборе лекарственных трав надо знать, где сосредоточены полезные элементы и в какой период развития растения их концентрация максимальна. Основные способы применения сырья лекарственных растений: производство лекарственных средств для внутреннего и наружного применения. Внутрь применяют водные извлечения: настой, отвар, водно-спиртовые, масляные извлечения (настойка, экстракты) из лекарственного растительного сырья или сборов. Из сочных свежих частей официнальных растений получают сок. Реже находит применение в медицине порошок из высушенного лекарственного растительного сырья. Для наружного применения используются: травяная ванна, обертывание, примочка, компресс.

Энциклопедия лекарственных растений и трав

Народами древнего мира использовалось до 21 тыс. видов растений. Уже на самых ранних стадиях развития человечества растения были не только источником питания людей, они помогали человеку избавиться от болезней. Самый древний из дошедших до нас медицинских трактатов — это табличка, найденная при раскопках шумерского города (III тысячелетие до нашей эры). В 145 строках на шумерском языке даны прописи 15 рецептов. Из них следует, что врачи древнего Шумера использовали в основном такие растения, как горчица, пихта, сосна, чабрец, плоды сливы, груши,фиги, ива и др.

Литературные источники свидетельствуют об употреблении лекарственных растений также в Древней Ассирии, Египте, Индии, Китае примерно за 3000 лет до н. э., а в начале н. э. — в Иране, Греции и Риме; в средние века — в арабских странах, Средней Азии, Грузии, Армении, европейских странах.

Культуру и знания древних шумеров унаследовали вавилоняне, которые применяли в лечебных целях корень солодки, дурман, белену, льняное семя и др. Вавилоняне заметили, что солнечный свет отрицательно воздействует на целебные свойства некоторых растений, поэтому сушили их в тени, а некоторые травы даже собирали ночью. Широко применялись растения в Китае, Индии, Тибете. Еще в 3216 г. до н. э. китайский император Шэньнун написал работу по медицине «Бэнь-цао» («Травник»), где в основном описывались растительные средства. Китайская медицина использовала более 1500 растений. Наиболее часто применяли солодку, примулу, женьшень, лимонник китайский, шлемник, лук, чеснок, спаржу, астрагал, корицу, имбирь, кожуру мандарина, кизил.

На самом деле те растения, которые мы называем лекарственными травами — это источник многих жизненно важных питательных веществ. Многие из них человек не может получить иным путем, кроме как из лекарственных трав. Рост числа самых разных заболеваний в последние 100 лет связан еще и с тем, что люди сознательно отказали себе в том, чтобы употреблять в пищу лекарственные травы, переведя их в разряд средств, которые используются только для лечения. При этом всем понятно, что лекарственные травы — это не средство скорой помощи. Это способ естественного оздоровления организма и профилактики самых разных заболеваний. Лекарственные травы просто нельзя сравнивать по силе действия с химическими препаратами. Действие большинства лекарственных трав мягкое, постепенное, но более стойкое и длительное.

Возвращение к традиционному использованию в пище лекарственных трав в современном мире довольно затруднительно. Самый простой способ использовать все полезные свойства лекарственных трав — принимать их в виде специальных пищевых добавок. Конечно, вы можете сами собирать или выращивать лекарственные травы или использовать те, что продаются в аптеках. Просто на это требуется много времени и сил: лекарственные травы нужно вовремя собрать, правильно высушить и хранить. Решать вам. Главное помнить о том, что лекарственные травы — это здоровье на долгие годы.

Цель урока: создание условий для формирования у детей правильной читательской деятельности (умения и привычки думать над книгой до чтения, в процессе чтения и после чтения), читательского кругозора (его широты, глубины, упорядоченности) и отношения к книге как к общественной ценности.

Задачи урока:

  • Способствовать овладению учащимися осознанным, правильным, беглым и выразитель­ным чтением.
  • Развивать у учащихся речь, творческое и воссоздающее воображение, ассоци­ативное мышление, память, желание к самостоятельному чтению.
  • Через творчество писателя Н.И. Сладкова прививать интереса к чтению, воспитывать любовь к малой родине, чувства гордости за великих людей нашей Родины, эмоционально откликаться на прочитанное, способность сопереживать героям.

Предварительная работа: чтение и инсценирование произведений Н.И. Сладкова, ознакомление с творчеством Э.Грига; изучение образа жизни и повадок диких животных; работа над смысловым понятием цитат о роли книги, чтения философа А.И. Герцена, французского писателя Д.Дидро и чешского педагога Я.А.Каменского; экскурсия в школьную библиотеку, работа с энциклопедиями, разучивание «Вторая речь Демосфена»; работа в «Дневниках юного читателя»; формирование навыков самооценки и взаимооценки в «Личный еженедельник для первоклассника».

1. Мобилизующий этап

– Урок литературного чтения. И начать я его хочу с загадки:

Я всё знаю, всех учу, А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться. (Книга.)

– Правильно, главной героиней нашего урока будет

2. Целеполагание

Давайте вспомним, что в своё время написали два великих человека для всей нашей планеты Земля – это писатель, философ Александр Иванович Герцен: (комментирование слов обучающимися хором)

и чешский педагог Ян Амос Коменский:

– Кто мне напомнит, почему, несмотря на то, что А.И.Герцен, который жил почти 150 лет назад, Я.А.Каменский, который жил почти 350 лет назад, сочинения их не утратили своего значения и до настоящего времени?
– Что вы помните, о фамилии Герцен? (Он носил фамилию, придуманную отцом.) – Что она означает?

– А мы знаем, что сердце – это главный … (орган человека). И продолжительность нашей жизни зависит от его … (здоровья). И, как мы уже неоднократно на многих уроках говорили, оно должно быть развито и физически, и нравственно. – Оправдала ли фамилия Герцен надежду отца? – И каждый из нас должен нести ответственность за свою фамилию, имя, которые мы носим. – Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока? – Почему она осталась прежней?
(Каждый из нас осознаём недостаточность имеющихся знаний) – Что поможет нам в конце урока добиться прекрасных результатов? (Дружба, активность всего классного коллектива, творческое воображение, мышление, осознанное, правильное, беглое и эмоциональное чтение). Помните! Я ваши ответы не исправляю, предлагаю это сделать самим вам. Значит, на уроке просто необходима взаимопроверка и взаимоконтроль.

3. Речевая разминка

(В руках каждого ребёнка зеркальце)

– А для того, чтобы наша речь красиво звучала во время урока, проведём речевую разминку. – На этом этапе нам поможет «Вторая речь Демосфена».
– Напомните мне, какой для себя вывод сделал великий Афинский оратор? (Как много красоты придает речи выразительность, чёткость и ясность дикции)

Внимание, плавно вдохнём,
Вширь разведём плечи.
Я чувствую с каждым днём
Улучшение речи.
Радость свою я нашёл. Радость так велика.
Я говорю хорошо.
Речь моя легка.
Всё, что хочу я сказать,
Я до конца говорю.
Смело при этом в глаза,
В чужие глаза я смотрю.
Мой речевой аппарат
Так хорошо укреплён.
Работает, как автомат,
Точно и мерно он.
Созвучие радостных слов
Жизни хочу я дарить.
Мой лозунг – всегда готов,
Всегда готов говорить!

4. Закрепление пройденного

– Скажите, как называются книги, которые стоят на выставке?
– Давайте, вспомним, что такое энциклопедия и какова её роль?

– Эти книги принесли пользу уже нескольким поколениям людей.

Вывод: Мы опять доказали правоту слов философа А.И. Герцена о роли книги. (СОЗВУЧНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ)

5. Работа с «Букварём», стр.147.

Чтение «цепочкой» «Лекарственные растения» (Из «Детской энциклопедии») – При чтении необходимо помнить слова Я.А.Каменского.

Беседа по прочитанному.

6. Устный опрос

– Ответить одним словом. О чем говорится в тексте?
– Как иначе можно назвать лекарственные травы? (Целебные – полезные, способствующие излечению, сохранению здоровья.)
– Почему они так называются?
– К какой группе (флора или фауна) они будут принадлежать?

7. Выборочное чтение

– Прочитайте предложение, где говорится о пользе шиповника. – В ваших семьях используют шиповник?
– Прочитайте предложение, где говорится о пользе подорожника. – Почему он так назван?
– Как вы думаете, с какой целью этот рассказ напечатали в «Букваре»? Вывод: Прав был А.И. Герцен, говоря о роли книги?
– Как вы думаете, важно помнить слова Я.А.Каменского?

8. Минута отдыха (релаксация)

– Вы хорошо поработали, теперь можно и отдохнуть. – А расслабиться я предлагаю под музыку норвежского композитора Эдварда Грига. – Какие картины родились в вашем воображении во время отдыха? – Это произведение Эдварда Грига «Утро. Утро в лесу».

9. Внеклассное чтение

– И следующий этап нашего урока мы посвятим заочному путешествию …
– Куда? Вы скажите сами после того, как проанализируете титульный лист книги, которая лежит у каждого из вас на столе.
– Место нашего путешествия?
– Автор?
– Какие произведения И.Н.Сладкова вы уже знаете?
– Если забыли их названия, можете обратиться к «Читательским дневникам»

– К какому жанру отнесём эти сказки?

– Сегодня мы остановимся на «Лесных сказках» Н. И. Сладкова. А чтобы нам не было скучно, мы на урок пригласим гостей. Первыми к нам пожаловали речные жители – это Окунь и Налим.
– К какой группе (флоре или фауне) они будут принадлежать?

В настоящее время налим занесён в «Красную книгу».
– Давайте подслушаем их разговор.

10. Театрализованное представление. Н.И.Сладков «Окунь и Налим»

Проверка осознанности восприятия произведения

– О каких чудесах говорили наши гости? (Жизнь зимой, даже под толстым слоем льда, продолжается)
– Докажите правильность своих ответов словами из сказки.
– Книги Н.Сладкова – книги встреч, знакомств и открытий. Следующими нашими гостями будут птицы – Сорока и Оляпка. Сороку каждый из нас имеет возможность увидеть, а вот с оляпкой мы познакомимся при помощи видеофильма «Оляпка – водолаз»

11. Просмотр видеофильма «Оляпка – водолаз»

– А сейчас давайте слушаем, о чём беседуют наши гости Сорока и Оляпка, и ответим на вопросы:

  • Зачем оляпка купается в полынье ?
  • Что спасает её перо от намокания?
  • Почему птичка не тонет?

12. Театрализованное представление. Н.И.Сладков «Сорока и Оляпка».

Проверка осознанности восприятия произведения.

– К какому жанру отнесём эту сказку?
– К какой группе (флоре или фауне) они будут принадлежать?

– Понравились вам «Лесные сказки» Н.И.Сладкова?
Всю жизнь Н.И.Сладков защищал природу, всем своим творчеством помогая ценить и любить ее красоту, учил детей любить окружающий мир, видеть необыкновенное в природе своими глазами. И об одном таком чуде он рассказал в сказке «Заяц и Полёвка».

13. Самостоятельное чтение сказки Н.И.Сладкова «Заяц и Полёвка».

Проблемный вопрос: Что вас удивило во время чтения сказки?
Проверка осознанности восприятия произведения.

– К какому жанру отнесём эту сказку?
– К какой группе (флоре или фауне) они будут принадлежать?

– Что вас удивило после прочтения сказки?
– К какой группе (флоре или фауне) они будут принадлежать?

– Эти растения тоже лекарственные.
– Как вы думаете, откуда Полёвка об этом знает? (Зимой живёт в норке, под снегом)
– Скажите, с одинаковой интонацией в голосе ведут разговор наши герои? (Заяц – сожалеет, Полёвка – весело, уверенно)

14. Чтение сказки по ролям

– Сегодня мы прожили замечательные минуты с прекрасными представителями флоры и фауны. Ребята, вам просто необходимо понять, что жизнь, растительность и животный мир — основа существования самого человека. О творчестве Сладкова говорили:

«Три основных мотива проходят через все произведения Сладкова, тесно переплетаясь между собой, – мотив любви к природе, ее познания и защиты: «В лес пойдешь –кого-нибудь да увидишь. А увидишь – узнать захочешь. Узнаешь – непременно полюбишь. А полюбишь – в обиду не дашь. Уж так человек устроен – что любит, то и защищает». – Если вам понравилось наше путешествие, то сможете совершить его самостоятельно, читая книги Н.И.Сладкова.

15. Выставка книг Н.И.Сладкова.

Надеюсь, что в ваше сердце проник сегодня тот лучик света и любви к природе, который делает человека патриотом своей Родины. Возможно кто-то из вас станет писателем и напишет не менее интересные и занимательные рассказы. И ваши произведения послужат многим поколениям, которые будут жить после вас.
Давайте ещё раз вспомним слова Александра Ивановича Герцена: «Книги — это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старика юноше, начинающему жить…»

– Сегодня мы прожили замечательные минуты с героями прекрасных произведений Н.И.Сладкова. Сам писатель говорил: «Каждая полянка в лесу, каждая низинка и каждый бугорок не просто полянка, низинка, бугорок, а место согласия. В согласии живут на них присущие им растения и животные. Благоприятно влияя друг на друга»

– Через несколько минут закончится наш урок. . Вспомним ход урока и проанализируем свою деятельность. Результаты отразите в «Личных еженедельниках для первоклассника»

– Скажите, вы справились с поставленными в начале урока задачами?
– Я хочу всех вас поблагодарить за прекрасную работу на уроке.


Статьи по теме