Перейти к содержанию

Амнистия Помилование Судимость Курсовая

Амнистия Помилование Судимость Курсовая.rar
Закачек 1876
Средняя скорость 7764 Kb/s
Скачать

по дисциплине: Уголовное право

На тему: Амнистия. Помилование. Судимость.

студент 2 курса

направление подготовки бакалавриат 030900.62

Агаев Эльдар Самирович

Старший преподаватель Коротёнкова Е.А.

Глава 1. Амнистия————————————————————————-5

Глава 2. Помилование———————————————————————12

Глава 3. Судимость————————————————————————22

Темой данной курсовой работы я избрал одну из самых противоречивых сфер теории уголовного права – институты амнистии, помилования и судимости. Они представляют собой особый интерес, поскольку являются по своему характеру уникальным законодательным закреплением возможности освобождения от наказания лиц, осуждённых за совершения преступлений, предусмотренных уголовным кодексом Российской Федерации, с одной стороны, и определения правоспособности лиц, совершивших такие преступления, всех связанных с этим ограничений и способов их аннулирования – с другой. Вышеперечисленные институты интересны и тем, что содержат в себе своеобразные элементы проявления гуманизма законодателя, поэтому данные институты открыты для осмысления не только сугубо с юридической, но и не в меньшей мере с моральной точки зрения. Институты амнистии, помилования и судимости обладают своей немалой историей развития в законодательстве нашей страны, в ходе которой всё больше усиливалась их значимость в уголовно-правовом регулировании, что послужило в последствии выделению норм, касающихся амнистии, помилования и судимости в специальную главу 13 Уголовного кодекса РФ 1993г. Их актуальность в наше время особенна, поскольку они являются неотъемлемой частью законодательства молодого Российского государства, строящегося в соответствии с международными и конституционными принципами демократизма, гуманности и справедливости. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация является правовым государством, что подразумевает под собой максимальное обеспечение прав и свобод человека, прежде всего с помощью разработанной системы законодательства. В этом плане нормы об амнистии, помиловании и судимости вполне отвечают данной характеристике функциональной роли законодательства в наиполном обеспечении прав и свобод человека. Эти нормы позволяют улучшить уголовное законодательство, делая его менее репрессивным, и давая больше шансов на реабилитацию лиц, совершивших преступления, с учётом самого преступления, обстоятельств его совершения, личности виновного, стремления самореабилитироваться. Таким образом институты амнистии, помиловании и судимости, являясь составной частью законодательства правового государства, его плодом, также в свою очередь оказывают на него обратное воздействие, стимулируя его становление не только на бумаге, но и на практике.

Таким образом, выбранная тема курсовой является довольно актуальной, и её целями я считаю отдельное изучение институтов амнистии, помилования и судимости вместе с мнениями учёных уголовного права по данным вопросам.

Пример готовой курсовой работы по предмету: Юриспруденция

1.Правовая природа амнистии на современном этапе 7

1.1Понятие и сущность амнистии 7

1.2Классификация амнистий 12

2.Значение института помилования в системе уголовного права России 16

2.1Характеристика российского законодательства о помиловании 16

2.2Основания и порядок применения акта помилования к осуждённым 20

3.Сущность и правовое значение института судимости по законодательству России 27

Выдержка из текста

В последнее время особую актуальность приобрела проблема гуманизации в направлении снижения уровня репрессивности норм УК, особенно в связи с выявившейся неспособностью уголовно-исполнительной системы удовлетворительно решать задачи по реализации охранительной и предупредительной функций уголовного права. Не последнюю роль в создании этой ситуации сыграло определённое несовершенство действующего уголовного законодательства.

Необходима чётко выверенная, социально обусловленная и понятная населению дифференциация воздействия на преступников, сочетающая в себе как меры уголовно-правового принуждения, так и меры уголовно-правового поощрения за позитивное поведение лиц, отбывающих наказание. В числе таких мер важное место занимают амнистия и помилование.

Амнистия и помилование среди других видов освобождения от наказа-ния или от его отбывания принадлежит особое место, определяемое рядом обстоятельств.

Специфика амнистии и помилования заключается в том, что они являются комплексными институтами, различным образом смягчаю-щими положение виновных. Следует отметить, что в условиях так называе-мого «кризиса наказания» созрела необходимость повышения роли уголовно-правового поощрения как формы уголовно-правового воздействия.

Любое наказание имеет свой предел, который в уголовном праве измеряется человеческой жизнью. Нельзя дважды казнить человека, бессмысленно приговаривать его к сверхдлительным срокам лишения свободы, исчисляемым сотнями лет и т. д. Поэтому необходимо подключать иные способы воздействия на человека в целях коррекции его будущего поведения. «Без уголовно-правового поощрения уголовное право является неполным, и уголовная юстиция без него не может выполнять все возложенные на неё функции» .

В системе существующих в российском законодательстве видов освобождения от ответственности и наказания, смягчения положения лиц, совершивших преступления, амнистия и помилование занимают значительное место. Свидетельством тому является регулирование их различными отраслями законодательства — конституционным, уголовным, уголовно-исполнительным и др. Следовательно, возникает потребность в выяснении правовой природы данных институтов, их сущности.

Судимость имеет прямое отношение к исполнению наказания, адаптации лиц, отбывших наказание. Одно из главных назначений инсти-тута судимости состоит в использовании его в борьбе с рецидивной преступностью.

В настоящее время судимость не потеряла своей важности. Она играет существенную роль в защите конституционного строя и целостности госу-дарства, прав и законных интересов граждан. Многообразие функций судимости как уголовно-правового и общеправового явления свидетельствует о том, что она представляет собой сложный правовой феномен, юридическая природа и назначение которого до конца не раскрыты. Спорные вопросы возникают при определении правовых последствий, порождаемых судимостью. Не совсем чётко законодателем определены сроки погашения и снятия судимости, а также вопросы, качающиеся ресоциализации осужденного.

Существующие законодательные, а также иные нормативно-правовые источники не восполняют пробелов законодательства в отношении рассматриваемых институтов, более того, в отдельных из них имеются противоречия, а закреплённые позиции не отражают их сути.

Объектом курсовой работы являются правовые отношения, возникающие в результате применения актов амнистии и помилования; судимость, как правовой институт и связанные с ним общественные отношения.

Предмет работы составляют нормативные акты по избранной теме, институты амнистии, помилования и судимости, предпосылки и условия их формирования и пути совершенствования.

Цель и задачи. Основная цель работы заключается в комплексном изучении институтов амнистии, помилования и судимости; раскрытии их роли в уголовном законодательстве России; рассмотрении их отличительных признаков и определении возможных путей их совершенствования.

В соответствии с намеченной целью в работе ставятся следующие за-дачи:

  • дать уголовно-правовую характеристику институтов амнистии, помилования и судимости на современном этапе;
  • рассмотреть особенности и процедуру помилования в РФ;
  • изучить основания и порядок применения амнистий в России и определить их влияние на поведение лиц, совершивших преступления, и общество в целом;
  • проанализировать основания, правовые условия и порядок снятия судимости, сроков её погашения;
  • сформулировать предложения по совершенствованию соответствующих положений Уголовного закона.

Методологической основой курсовой работы послужил всеобщий диалектический метод научного познания, а также сравнительно-правовой, логический, системно-структурный, исторический и другие научные методы.

Теоретической основой работы послужили научные разработки по общей теории права, научные труды по истории, специальная юридическая литература по уголовному праву, конституционному праву и криминологии.

Основой нормативной базы работы послужило изучение обширного нормативно-правового материала: Конституции РФ, федеральных законов, Указов Президента о помиловании, Постановлений Государственной Думы об амнистиях.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, пяти параграфов и заключения.

1.Правовая природа амнистии на современном этапе

1.1Понятие и сущность амнистии

Проблема гуманизации в направлении снижения уровня репрессивности норм УК РФ приобрела в последнее время особую актуальность. Особое место в гуманизации карательной политики занимает амнистия .

Законодательного определения амнистии нет. В уголовном законе, а именно в ст.

8. УК РФ, назван только субъект, принимающий акт об амни-стии (Государственная дума РФ), лица, к которым она применяется (неопределённый круг лиц), и последствия её применения («актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности; лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания; с лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость»).

В настоящее время амнистия находится в исключительном ведении РФ согласно п. «о» ст.

7. Конституции РФ и объявляется Государственной Ду-мой РФ. Согласно Регламенту Государственной Думы, амнистия объявляется в виде постановления об объявлении амнистии и постановления о порядке применения амнистии. Таким образом, Постановление об объявлении амнистии определяет те категории лиц, на которые распространяется амнистия, а Постановление о порядке применения — определяет компетенцию, порядок деятельности органов, которые будут применять акт амнистии .

Понятие «амнистия» можно рассматривать в двух различных смысловых значениях: как правовой институт и как правовой акт. Таким образом, амнистия — это нормативный правовой акт, который применяется

Список использованной литературы

1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием

1. декабря 1993 (с изм. от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. — 2009. —

2.Уголовный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон № 63-ФЗ от

1. июня 1996 г. (в ред. ФЗ № 270-ФЗ от 4 октября 2010 г.) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

3.Уголовно-исполнительный кодекс РФ. Федеральный закон № 1-ФЗ от 08.01.1997 (в ред. ФЗ № 56-ФЗ от 05.04.2010) // Российская газета. — 1997. —

4.Федерального закона от

2. марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. ФЗ № 28-ФЗ от 11.03.2010) // СЗ РФ. 1998. №

2. июля 1993 г. № 5485−1 «О государственной тайне» (в ред. ФЗ № 180-ФЗ от 18.07.2009) // СЗ РФ. 1997. №

6.Указ Президента РФ от

2. декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов РФ» (в ред. Указов Президента РФ от 16.03.2007 № 359, от 19.05.2009 № 567) // Российская газета. — 2001. —

7.Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от

1. апреля 1995 г. № 713−1 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 50-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» // СЗ РФ. 1995. №

8.Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от

2. мая 2000 г. № 398-III ГД «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» // СЗ РФ. 2000. №

9.Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 23 февраля 1994 г. № 63-I ГД «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции РФ» // Российская газета. — 1994. — 24 февраля.

10.Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 23 февраля 1994 г. № 65-I ГД «Об объявлении политической и экономической амнистии» // Российская газета. — 1994. — 26 февраля.

11.Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от

1. марта 1997 г. № 1199-II ГД «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в связи с вооружённым конфликтом в Чеченской Республике» // СЗ РФ. 1997. №

12.Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от

1. июня 1999 г. № 4147-II ГД «Об объявлении амнистии» // СЗ РФ. 1999. №

13.Распоряжение Администрации Президента РФ «О порядке исполнения Указа Президента РФ от

2. декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов РФ» от 11 февраля 2002 г. № 186. — См. официальный сайт Президента России.

14.Приказ Минюста РФ от 11 февраля 2002 г. №

4. «О мерах по реализации Указа Президента РФ от

2. декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов РФ» // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2002. № 3.

Учебная литература, статьи, монографии, авторефераты, диссертации

1.Горичев В.Л. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим как институт уголовного права. Автореф. дисс. к.ю.н. — Рязань, 2004.

2.Гришко А.Я. Помилование осуждённых в России. Научно-практическое пособие. — М.: «Логос», 2005.

3.Ераксин В.В., Помчалов Л.Ф. Погашение и снятие судимости в советском уголовном праве. — М., 1963.

4.Жулев В.И. Выступление на конференции в Саратове 25−26 октября 2001 г. // Всероссийская конференция «Помилование и исполнение наказания». — М., 2002.

5.Зельцова О.С. Роль амнистии в осуществлении советской уголовно-правовой политики: Автореф. дисс. к.ю.н. — Одесса, 1987.

6.Калинин Ю.И. Выступление на Всероссийском совещании председателей комиссий по вопросам помилования на территориях субъектов РФ (4−6 декабря 2002 г.).

7.Комарицкий С.И. Эффективность освобождения из исправительно-трудовых учреждений по амнистии. — М., 1982.

8.Комментарий к Уголовному кодексу РФ (постатейный) / Под ред. Кругликова Л.Л. — М., 2005.

9.Комментарий к Уголовному кодексу РФ. // Отв. ред. А.Э. Жалинский. — М., 2005.

10.Курс уголовного права. Т.2. Общая часть. Учение о наказании / Под ред. Кузнецовой Н.Ф., Тяжковой Н.М.- М.: ИКД «Зерцало-М», 2002.

11.Левашова О.В. Амнистия и помилование как поощрительные нормы уголовного права России: дисс. к.ю.н. — Елец, 2007. — 221 с.

12.Лейст О.Р. Санкции в советском праве. — М., 1962.

13.Люблинский П.И. Право амнистии: историко-догматическое и политическое исследование. — Одесса, 1907.

14.Нестеренко И.В. Амнистия как институт досрочного освобождения: принятие и последствия исполнения: дисс. к.ю.н. — Ростов-на-Дону, 2006. — 175 с.

15.Осмоловская Н.В. Амнистия и помилование как средства корректирования карательной политики государства: дисс. к.ю.н. — Тюмень, 2006. — 195 с.

16.Соколова В. Общество будет знать о каждом случае помилования / Страна.Ru. 2001.

17.Уголовное право России. Часть Общая и Особенная. Учебник / Под ред. А.И. Рарог. — М., 2005.

18.Ульянов А.В. Судимость и правовые последствия её реализации: дисс. к.ю.н. — М., 2006. — 159 с.

19.Филимонов В.Д. Судимость и её погашение по советскому уголовному праву.- Труды Томского ун-та, 1957, Т. 137.

20.Яковлева Л.В. Институт освобождения от наказания в российском праве. — М., ВНИИ МВД России, 2002.

Темой данной курсовой работы я избрал одну из самых противоречивых сфер теории уголовного права – институты амнистии, помилования и судимости. Они представляют собой особый интерес, поскольку являются по своему характеру уникальным законодательным закреплением возможности освобождения от наказания лиц, осуждённых за совершения преступлений, предусмотренных уголовным кодексом Российской Федерации, с одной стороны, и определения правоспособности лиц, совершивших такие преступления, всех связанных с этим ограничений и способов их аннулирования – с другой. Вышеперечисленные институты интересны и тем, что содержат в себе своеобразные элементы проявления гуманизма законодателя, поэтому данные институты открыты для осмысления не только сугубо с юридической, но и не в меньшей мере с моральной точки зрения. Институты амнистии, помилования и судимости обладают своей немалой историей развития в законодательстве нашей страны, в ходе которой всё больше усиливалась их значимость в уголовно-правовом регулировании, что послужило в последствии выделению норм, касающихся амнистии, помилования и судимости в специальную главу 13 Уголовного кодекса РФ 1993г. Их актуальность в наше время особенна, поскольку они являются неотъемлемой частью законодательства молодого Российского государства, строящегося в соответствии с международными и конституционными принципами демократизма, гуманности и справедливости. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация является правовым государством, что подразумевает под собой максимальное обеспечение прав и свобод человека, прежде всего с помощью разработанной системы законодательства. В этом плане нормы об амнистии, помиловании и судимости вполне отвечают данной характеристике функциональной роли законодательства в наиполном обеспечении прав и свобод человека. Эти нормы позволяют улучшить уголовное законодательство, делая его менее репрессивным, и давая больше шансов на реабилитацию лиц, совершивших преступления, с учётом самого преступления, обстоятельств его совершения, личности виновного, стремления самореабилитироваться. Таким образом институты амнистии, помиловании и судимости, являясь составной частью законодательства правового государства, его плодом, также в свою очередь оказывают на него обратное воздействие, стимулируя его становление не только на бумаге, но и на практике.

Таким образом, выбранная тема курсовой является довольно актуальной, и её целями я считаю отдельное изучение институтов амнистии, помилования и судимости вместе с мнениями учёных уголовного права по данным вопросам.

Глава 1. Амнистия.

Слово амнистия происходит от греческого amnestia, т.е. забвение, прощение. История данного явления уходит далеко в прошлое. Существуют свидетельства о применения «дрюстагм» – дословно «актов человеколюбия» в Древнем Египте II-I вв. до н.э., провозглашающих своеобразную амнистию участников междоусобных войн, прощение недоимок, в Древней Греции ещё раньше, в 405/404 гг. до н.э. – «Постановление афинских Совета и народа об амнистии», распространявшейся на не выполнивших поручительства или имеющих должностные отчёты, признанные неудовлетворительными до принятия данного постановления. Факты применение амнистии известны и в Римской Империи. Везде акты амнистии понимались как проявление милосердия со стороны власти, хотя подчас они имели социальные и политические цели, повышения собственного авторитета.

История амнистии в России начинается с 1913 года, когда была впервые объявлена амнистия в честь 300-летия дома Романовых. В 1917 году амнистия была объявлена Керенским, возглавлявшим Временное правительство. Выпущенных из тюрем прозвали «птенцами Керенского». 26 марта 1953 года министр внутренних дел Лаврентий Берия подготовил и подал докладную записку с проектом указа об амнистии в Президиум ЦК КПСС. Проектом предусматривалось освобождение около 100 тысяч человек, из числа лиц, осуждённых на срок до 5 лет. Проект предполагал освобождение женщин, имеющих детей до 10 лет, и беременных женщин, несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, пожилых и тяжело больных людей. Берия указывал, что из 2,5 миллионов заключённых ГУЛАГа лишь 220 тысяч человек являются особо опасными государственными преступниками. Предлагалось не распространять амнистию на особо опасных государственных преступников — осуждённых за бандитизм, умышленное убийство, за контрреволюционные преступления и за хищения социалистической собственности в особо крупных размерах. Кроме того, Берия предлагал вдвое сократить срок наказания осуждённым на срок более 5 лет. В первую очередь из лагерей освобождались несовершеннолетние, беременные женщины и имеющие малолетних детей, заключённые преклонного возраста и инвалиды. К иностранным гражданам амнистия применялась на общих основаниях. Из общего числа заключённых «особо опасных государственных преступников (шпионы, диверсанты, террористы, троцкисты, эсеры, националисты и другие)» в особых лагерях МВД СССР находилось 221 435 человека. На них действие указа не распространялось. 1

Также известны амнистии советского периода, посвящённые торжественным событиям – годовщинам победы в Великой Отечественной войне, Октябрьской революции.

Законодательное закрепление институт амнистии получал в конституциях и уголовном законодательстве СССР. В октябре 1924 г. были изданы Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик, другие общесоюзные акты — Положение о воинских преступлениях, «Об амнистии лицам, совершившим побег из Рабоче-крестьянской Красной Армии и Флота». 2 Ст. 14 Конституции СССР 1936 года предусматривала издание общественных актов об амнистии Верховным Советом СССР. В УК СССР 1960 года об амнистии упоминается в ст.24 и 56, хотя и без раскрытия содержания данных понятий. Конституция СССР 1977 года предусматривает издание общесоюзных актов амнистии Президиумом Верховного совета СССР.

В наше время возможность принятия акта об амнистии, упомянута в ст. 103 Конституции РФ, по которой данную функцию осуществляет Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации путём принятия постановлений об амнистии.

Как уже говорилось выше, амнистия объявляется в основном в связи с каким-либо значимым или торжественным событием: 100-летием учреждения Государственной Думы (19.04.2006г.), 50-летием, 55-летием и 60-летием Победы в Великой Отечественной войне (19.04.1995г., 26.03.2000г. и 20.04.2005г.), в связи с принятием Конституции РФ (23.02.1994г.) и Конституции Чеченской республики (06.06.2003г.). Также она принимается по политическим мотивам, как в случае с «Объявлением политической и экономической амнистии» от 23.02.1994 года. Принимается также в отношении конкретных категорий населения: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин» от 30.11.2001 года.

Впервые институту амнистии была выделена отдельная статья 84 в главе 13 УК РФ. Как и в конституции здесь говорится о роли Государственной Думы в принятии амнистии. Амнистия объявляется в отношении индивидуально не определённого круга лиц. Перечень таких лиц указывается в постановлениях Государственной Думы об амнистии. Как правило, это женщины; несовершеннолетние; инвалиды; лица совершившие преступления за которые назначена определённая мера наказания; преступления небольшой и средней тяжести, совершённые впервые; совершивших неосторожные преступления; осуждённые к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Но как уже говорилось могут применяться к конкретному кругу лиц, специально оговоренному в постановлении об амнистии. Не возбуждать уголовные дела в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в ходе проведения антитеррористической операции на Северном Кавказе, прекративших вооруженное сопротивление и добровольно сдавших оружие и военную технику, а также в отношении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и сотрудников уголовно-исполнительной системы, совершивших общественно опасные деяния в ходе проведения указанной операции. 3

В актах об амнистии также указывается перечень лиц, на которых не распространяется их действие, несмотря на то, что формально за совершённые преступления они подлежат амнистии. Как правило, этот перечень включает в себя 3 категории лиц: а) совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления по перечню (убийство, бандитизм, похищение человека, получение взятки и т.п.), хотя по размеру назначенного судом наказания они могли бы быть амнистированы; б) ранее осуждавшиеся за тяжкие преступления, при установлении рецедива; в) злостно нарушавшие режим исполнения наказания. Такими злостными нарушителями режима считаются осуждённые, имеющие неснятые взыскания во время отбывания наказания или во время испытательного срока при условном осуждении. 4

В п.2 ст. 84 УК РФ определены уголовно- правовые последствия для лиц, на которых распространяется действие акта об амнистии, а именно: освобождение от уголовной ответственности, совершивших преступление; лица, осуждённые за совершение преступления, могут быть освобождены от наказания; назначенное лицам наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания; лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания; с лиц, отбывших наказание, может быть снята судимость.

Акт амнистии имеет нормативный характер, поэтому в отношении лиц, подпадающих под его действие, выносятся: постановление о прекращении уголовного дела, обвинительный приговор с освобождением виновного от наказания, определение суда второй инстанции о прекращении уголовного дела, постановление органа, ведающего отбыванием наказания, санкционированное прокурором, об освобождении от дальнейшего отбывания наказания. Указанные документы являются юридическим основанием для исполнения акта амнистии в отношении конкретных лиц. 5

Акт амнистии распространяется на уголовно наказуемые деяния, совершённые до его принятия, т.е. он не действует в отношении лиц, совершивших преступление после вступления в силу акта амнистии, а также в отношении совершивших длящиеся (побег, дезертирство) или продолжаемые преступления, если они не явились с повинной или не были задержаны соответствующими органами до дня вступления в силу акта об амнистии. 6

В соответствии с ч.1 ст.27 УПК основанием прекращения уголовного преследования является акт об амнистии, т.е. уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению, если акт амнистии устраняет применение наказания за совершённое деяние. Прекращение уголовного дела по акту амнистии не допускается, если обвиняемый против этого возражает или если уголовное дело находится в стадии судебного разбирательства. В таких случаях производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке (ч.2 ст.27 УПК), а в последнем случае суд принимает обвинительный приговор об освобождении от наказания как основного, так и дополнительного, если иное не предусмотрено актом амнистии (замена наказания на более мягкое). В отношении лиц, отбывающих наказание, актом об амнистии его срок может быть сокращён либо лицо вообще освобождается от дальнейшего отбывания наказания. В некоторых случаях акт об амнистии может предусматривать и снятие судимости с лица, отбывшего наказание за совершение преступления. Так было при принятии постановления «Об объявлении политической и экономической амнистии» (23.02.1994г.).

Следует иметь ввиду, что освобождение от уголовной ответственности по акту амнистии не является реабилитацией этих лиц. Т.е. вина лица в совершённом преступлении не отменяется. Не освобождается лицо и от исполнения обязательств по гражданскому иску.

И так мы подошли к вопросам о целесообразности, актуальности и неоднозначности института амнистии. Одна из целей объявления амнистии – в профилактике преступности и исправлении лиц, совершивших преступление, путём неприменения к ним репрессии, но предоставлении им прощения и шанса сойти с пути преступления. П.И. Люблинский, исследуя амнистию, писал: «…Преступность, коренясь в тайниках общественной жизни, требует для своего искоренения более глубокой и приспособленной социальной реакции, нежели та, которую может доставить репрессия, понимаемая в смысле применения к виновному мер, специально предназначенных причинять ему страдания или ущерб. …На смену страха привлекаются иные мотивы человеческой психики, с помощью которых желательное для общества поведение достигается с большею легкостью. Даже в области исполнения наказания с большим успехом начинает применяться воздействие на моральное сознание виновных с целью привлечь к возрождению их внутренние силы самого преступника, явившееся на смену подавляющего действия возмездия». 7 Данный подход представляет собой сочетание проявления гуманности и целесообразной уголовной политики. Но не всегда амнистии объявляются из столь благородных и сообразных побуждений. Малоприглядным поводом является принятие амнистии из целей «разгрузки» мест лишения свободы. В данном случае должны более деликатно работать законодатель и суды, но решение данного вопроса изданием акта об амнистии является абсолютно не корректным. Говоря об отрицательной стороне амнистии, нельзя не привести точку зрения С.Н. Собакина. Он предлагает отказаться от амнистии. Свой вывод автор основывает на фактах нарушения принципа справедливости при издании актов об амнистии, которые заключаются в невозможности амнистирования осужденных, совершивших преступления сопоставимой тяжести или менее тяжкие, по сравнению с лицами, на которых распространяется действие амнистий. По его мнению, единственным основанием для применения досрочного освобождения любого вида должна быть степень исправления осужденного или снижение его общественной опасности. Амнистии не позволяют тщательно изучать личность каждого лица, поскольку распространяются на целые категории осуждённых. 8 К тому же освобождение лица от уголовной ответственности по амнистии не даёт никаких гарантий, что лицо исправится и не совершит преступление вновь. Акт амнистии – акт доверия.


Статьи по теме